В прошлый вторник в райисполкоме состоялась координацинное совещание по обсуждению итогов служебной деятельности Вилейской межрайонной инспекции в 2010 году и задачах на предстоящий. Очертить круг обозначенных на нём проблем мы попросили начальника инспекции Виктора Ивашенко.
– Виктор Николаевич, совещание было координационным. Насколько я понимаю, речь на нём шла о формах взаимодействия инспекции с иными структурами – природоохранными, правоохранительными – сотрудничающими с вами в этом направлении…
– Об этом – тоже. Мы имеем план совместных мероприятий с этими службами и иными государственными органами, которые тоже решают вопросы охраны окружающей среды. В Вилейский и Молодечненский райисполкомы ежеквартально направляем информацию с подробным анализом состояния правопорядка в природоохранной сфере, по фондам запаса охотничьих и рыболовных угодий, соблюдению пользователями угодий договоров аренды. По нашей инициативе утверждены планы совместных мероприятий с райотделами внутренних дел. Если нами где-то выявлено нарушение с признаками криминала, выезжает следственно-оперативная группа сотрудников милиции. Совместно с органами прокуратуры инспекция ведёт работу по привлечению к ответственности тех, кто нарушает природоохранное законодательство. Мне представляется, схема обмена информацией и взаимодействие достаточно эффективны и помогают нам решать задачи, поставленные перед нашей службой Главой государства.
– В своём докладе Вы отметили снижение проведённых межрайинспекцией в прошлом году контрольных мероприятий. Если это тенденция, то во вред она или во благо?
– Налицо тот случай, когда количество должно перейти в качество. Вопрос надо ставить о результативности проведённых рейдов. Президент Республики Беларусь, при заслушивании начальника Государственной инспекции, однозначно чётко высказался на этот счёт: провели рейд, выявили недостатки, приняли меры, повторно проверили – этих недостатков быть не должно. Надо отметить, что от практики проведения однодневных рейдов мы уходим. Проводим в большинстве двух- и трёхдневные. Количество выявленных нарушений на один рейд, безусловно, увеличивается. Но контрольные цифры в целом свидетельствуют о стабилизации ситуации.
– Если говорить о структуре нарушений природоохранного законодательства, то каким образом она выглядит?
– Игнорирующие закон граждане больше всего пренебрегают правилами рыболовства и лесопользования (соответственно, 41,7%-36,4%).Количество переданных в следственные органы материалов с признаками криминальных деяний в прошлом году сократилось почти в три раза, но зато по всем им возбуждены уголовные дела. Хотя есть все основания полагать, что правонарушений с криминальным «почерком» больше, особенно по части охоты. Для нас важно не зафиксировать их, как свершившийся факт, а пресечь, упредить. Если это не всегда получается, значит, нарушено взаимодействие инспекции с пользователями ресурсов, правоохранительными органами.
– Говоря о структуре нарушений, Вы акцентировали внимание на сфере лесопользования. А в докладе отметили, что значительная их часть носит системный и одновременно скрытый характер.
– Я имел в виду нарушение лесопользователями правил отпуска древесины. В частности, своевременного заполнения документов при отгрузке и вывозке лесопродукции. По таким фактам мы провели анализ в разрезе лесничеств, направили предписания в Молодечненский и Вилейский лесхозы, информацию в соответствующие исполкомы. За данные нарушения привлечены к ответственности 94 – физических лица. Что из этого следует? То, что мы работаем как лесная охрана, а не государственная инспекция. Сами же лесхозы должный контроль не ведут. Ни за своими структурными подразделениями, ни за организациями-заготовителями. Хотя мы не должны быть врагами юридических лиц, скорее – их союзниками. Ведь в последнем как раз смысл наших совместных действий.
– И мне, и другим сотрудникам редакции приходилось присутствовать на такой интересной, с нашей точки зрения, акции, как зарыбление рыболовных угодий. Причём, тоже с работниками вашей инспекции. Это тоже входит в её компетенцию?
– Да, мы осуществляем контроль за зарыблением, охраной и использованием рыболовных угодий фонда запаса. В ходе рейдов выявляются нарушения сельскохозяйственными предприятиями водного законодательства. Они касаются распашки земель в водоохранных зонах, устройства там загонов для скота, складирования удобрений. Вызывает обеспокоенность большое количество нарушений у пользователей – рыбоводных организаций, арендаторов, которые, наоборот, обязаны охранять рыболовные угодья. При выявлений подобного рода нарушений, в компетенции инспекции поставить вопрос о расторжении договоров аренды. Таким образом, мы переходим от практики рыбоохраны к государственному контролю. Эти и другие наши замечания и пожелания изложены в итоговом решении координационного совещания.
– Со своей стороны, мы можем пообещать информационную поддержку мероприятиям государственной инспекции, обеспечив их гласность, соответственно, – и результативность.
– Спасибо.
Беседовала Мария КУЗОВКИНА