Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

На покрытие ущерба виновница пожара в д. Понятичи собирается взять ссуду в банке, часть денег взять в долг у родственников

Последний понедельник марта для жителей деревни Понятичи , что около Вилейки, выдался по-настоящему жарким. И причина не только в солнечной погоде. Из-за травяного пожара здесь горели шесть строений, в том числе три жилых дома. Вместе с МЧС в пострадавшую от огня деревню отправилась корреспондент «Р».

— Открыли сезон, — с толикой иронии в голосе говорит Василий Иванович. Именно от него в тот день в 11.44 дежурный принял на пульт тревожное сообщение.

Сгребая прошлогодние листья на подворье, Василий Смолик вспоминает «черный понедельник»:

— Мария (виновница пожара. – Авт. ) зашла утром и говорит, мол, погода хорошая, надо мусор спалить. А я ей: «Тебе что, дней больше не будет? Этакий ветер и сухота!» В ответ: «Ай, у нас мало мусора. Флягу воды возьмем, будем дежурить». Я в хате занялся, пол подкрашивал. Глядь в окно — дым аж за хату валит! Ведро с водой схватил и тушить, а она кричит: «Вася, звони в МЧС!» Ведро о землю и побежал к телефону. Пока туда-сюда, уже сарай сгорел, и огонь на другую хату перекинулся. Минуты три каких-то прошло.

Тушить пламя выбежали еще две соседки. Одна так старалась сбить его, что и лопату сломала. Больше на помощь Марии никто из соседей не пришел. Не потому, что безразличны к чужому горю, просто дома никого не было. В деревне 26 домов, в которых постоянно проживают около 30 человек, остальные – дачники. Приезжают только на выходные. Виновница пожара, к слову, тоже дачница, приехала с мужем из Молодечно навести на участке порядок.

— Нам сообщили, что горит трава. Поскольку не было угрозы жизни, из Вилейки на место выехал один пожарный расчет. Пока ехали, поступило еще одно сообщение: уже о загорании от травы жилого дома. После этого направили дополнительную технику. Всего на тушении огня было задействовано шесть расчетов, — первый заместитель начальника Вилейского районного отдела по ЧС Анатолий Стреж действовал по инструкции. — Так как все дежурные машины выехали в Понятичи, город остался без прикрытия. Объявили сбор личного состава, задействовали резервные машины на случай возгорания в Вилейке. Дежурили, пока не вернулись основные расчеты.

К моменту прибытия пожарных один дом горел открытым огнем, в двух других полыхали крыши. Первый тушить даже не пытались: было ясно, что спасти не удастся. Стояла задача сберечь то, что еще не загорелось.

Соседка Марии, Мария Яковлевна, тоже дачница из Вилейки. В тот день была у врача, а когда увидела, что огонь полыхает в считаных метрах от ее дома, чуть снова не угодила в больницу. Облокотившись на забор, рассуждает:

— Хоць сіл няма, але тушыць дапамагала. Так можа з кожным зрабіцца, трэба дапамагаць адзін аднаму. Ды і на наш бок вуліцы магло перакінуцца. Гадоў пяць таму і ў нас гарэла. Мы ўжо навучаны горкім вопытам. Добра, у той раз самі патушыць паспелі.

По словам Марии Яковлевны, на покрытие ущерба виновница пожара собирается взять ссуду в банке, часть денег взять в долг у родственников. Женщине, у которой дом сгорел полностью, виновнице, скорее всего, придется купить новый, остальным пострадавшим перекрыть шифером крыши. Еще один из сгоревших домов был застрахован.

Идем по сгоревшей улице. Хотя с момента пожара прошло больше недели, в воздухе витает запах гари. Дом № 26 поврежден, но не уничтожен, кровля частично обрушилась, хозпостройка сгорела. Больше всего досталось дому № 28. Для проживания он больше непригоден. Видимо, хозяева приезжали: сгоревшую яблоню подпилили, чтобы она не упала на соседнюю постройку. Страховщикам работы хватит.

Стоя у обугленных ворот, Анатолий Стреж объясняет: «Люди не траву палят, а мусор, во время сжигания которого огонь перекидывается на траву. Так, с 20 марта в Вилейском районе было более 20 вызовов на палы. Только в двух случаях горела непосредственно трава, во всех остальных она загоралась в процессе сжигания мусора».

На чужих ошибках люди учиться не хотят. В практике Анатолия Стрежа не раз бывало, что сегодня из-за травяного пожара горит один дом, а завтра по той же причине вспыхивает дом напротив. Понятичи не стали исключением. За два дня до большого пожара маленький вспыхнул за баней Галины Никитичны. Пенсионерка приглашает нас в веранду.

— Ой, я ж так спужалася! Яшчэ б нямнога — і ў мяне б згарэла. Чую, дымам пахне, выйшла на двор, а за баняй усё поле чорнае. Гэта ў суботу было, а ў панядзелак там загарэлася. Дык я хлапцу скоранька пазваніла, ён прыляцеў. Крычу: толькі ў агонь не ідзі. Сама стаяла і Богу малілася, каб толькі спас. А ўсё ляцела гэтым бокам, — Галина Никитична показывает рукой в сторону своей бани, а там и до дома пару метров.

Пытаясь сбить пламя, виновница пожара получила ожоги ног и рук. Сейчас она в больнице. У ворот ее дачного домика еще стоят два жестяных ведра из-под воды.

Казалось бы, все делали по правилам. Отошли подальше от домов, обеспечили средствами тушения: ведром с водой, лопатой, граблями… Но не учли напрвление ветра. Жгли и тут же шли подбирать другие ветки. Оставленный без присмотра огонь в считаные минуты добрался до соседского сарая. Затем перекинулся на дом, потом на следующий… В силу преклонного возраста остановить пламя своими силами дачница не смогла.

Повернись ветер в сторону леса, последствия могли быть еще хуже. Потому тушить огонь пожарным помогали и восемь работников лесхоза. Пока эмчеэсовцы сражались с пламенем в деревне, лесники зашли с тыла, защищая лес, расположенный в нескольких десятках метров от очага. Работали слаженно и за 2,5 часа все потушили.

Инспекторы констатируют: процентов 90 всех травяных пожаров происходит по вине дачников. Они не живут в деревне постоянно, приезжают время от времени, поэтому провести профилактическую беседу с ними удается только в выходные дни. С местным населением работают во время приезда автолавки или в день проведения диспансеризации, когда все жители собираются в одном месте.

— Лучшее время для сжигания мусора — после дождя, — рассказывает Анатолий Стреж. —При сильном ветре, который был и в то утро, удержать огонь под контролем сложно. Сжигать лучше на вспаханном огороде, который препятствует распространению огня. И сжигать не все сразу, а небольшими порциями, чтобы пламя не разгоралось сильно.

Александр ЯХИМОВИЧ, начальник Вилейского районного отдела по ЧС:

— По факту пожара в Понятичах РОВД проводит проверку. За сжигание мусора с нарушениями правил пожарной безопасности предусмотрен штраф до 30 базовых, а за сжигание сухих трав на корню — от 10 до 40 базовых. Если ущерб превышает 1000 базовых, то наступает уголовная ответственность по статье «Уничтожение имущества по неосторожности». В этом году только в нашем районе уже 4 человека привлечены к административной ответственности, по факту остальных травяных пожаров устанавливаются виновники.

sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 183 queries