Вопросы законодательного обеспечения развития регионов – предмет внимания Светланы Герасимович, председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению. На Вилейщине она давно уже не гость. Поскольку живо интересуется проблемами жизнеобеспечения людей, работой в этом направлении местных органов власти. Практически постоянным стояло её участие в сессиях районного Совета депутатов, заседаниях райисполкома. Светлана Михайловна настраивает депутатский корпус на инициативу, самостоятельный поиск решения проблем местного уровня, максимальное использование полномочий и прав, представленных ему Законом Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов».
Светлана Герасимович недавно приняла участие в очередном заседании Вилейского райисполкома, где обсуждались вопросы социально-экономического развития региона. Выступила, заострив внимание на проблемах хозяйственного комплекса, личной ответственности руководителей, исполнения ими должностных полномочий, личной порядочности.
Практически, в контексте сказанного прошло и наше интервью со Светланой Герасимович, в которой она сделала акцент на основных посылках законопроекта “О борьбе с коррупцией”, вынесенного на общественное обсуждение по поручению Главы государства.
? Светлана Михайловна, пожалуйста, Ваш личный взгляд на актуальность и значимость этого законодательного акта.
– Личный взгляд – он совпадает с укоренившемся среди людей мнением о разрушительном влиянии коррупционных проявлений на нравственные устои общества. Дело действительно, может быть, не столько в материальном ущербе для экономики страны. Взяточничество, поборы, разного рода подношения трансформируют человеческое сознание, становясь поводом для нарастания общественного протеста. Это не единожды подчёркивал Президент Республики Беларусь, аргументируя необходимость подготовки единого нормативно-правового акта по борьбе с коррупцией.
? Проект опубликован и широко обсуждается в прессе. Одна из основных его посылок – отказ при приёме на должность руководящего работника лица, до этого каким-то образом уже себя скомпрометировавшего…
– Конкретизирую. Если этот работник был уволен из госорганов или иных госорганизаций по дискредитирующим обстоятельствам. Судимость, преступление, связанное с исполнением должностных полномочий – всё это будет служить поводом, чтобы отказать претенденту на руководящую должность. Закон, после вступления его в силу, покончит с практикой пересаживания из кресла в кресло.
? И вместе с тем, наверно, стимулирует карьерный рост молодых кадров. Амбициозных, позитивно мыслящих, готовых не прислуживать, а честно служить. Я правильно понимаю основную цель упомянутой нами выше новеллы законопроекта?
– Конечно. И это тоже. Новое законодательство, на мой взгляд, позволит привлечь на руководящие должности молодёжь, ещё не тронутую язвой коррупции, не предпринимающую, как заметил Президент, попытки «решить свои «шкурные» вопросы, урвав что-то у государства или действуя в обход официальных процедур». И с другой стороны, само существование закона о коррупции позволит упреждать подобного рода действия, создавая возможности для самореализации порядочных и честных людей. Тех, как Вы сказали, что будут служить стране, а не прислуживать лицам.
Одно из принципиальных новшеств проекта – предложение по изъятию имущества, стоимость которого явно превышает доходы, полученные из законных источников. Получается, эта норма касается не только самих ответственных должностных лиц…
– Но и членов их семей – супругов, несовершеннолетних детей, близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство. Полагаю, норма вполне приемлема. Во всех её аспектах. Законно полученные доходы должны декларироваться. Они – прозрачны. Что свыше того – получено в результате каких-то нелигитимных маневров, сопряжённых с нарушением служебной этики и иными злоупотреблениями властью. Потому, если соответствующими органами установлено имущество или расходы на сумму, превышающую подтверждённый доход, они по иску прокурора могут быть безвозмездно изъяты, взысканы по решению суда в доход государства. Ведь именно оно, как я понимаю, в данном случае является потерпевшей стороной.
? Законопроектом предлагается внесение ряда новых терминов, не имеющихся в действующем законодательстве. Их определение, очевидно, очень важно для правильной трактовки и квалификации возникающих правовых ситуаций?
– Безусловно. Теперь будет чётко обозначен перечень должностных лиц, занимающих ответственное положение. Среди таких – Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания, Премьер-министр и его заместители, лица, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства и Совмина, руководители местных органов власти, органов госконтроля, внутренних дел, налоговых… Список достаточно обширный. Любопытствующих хочу отослать к самому законопроекту.
Он определяет также понятия должности руководящего работника, государственной организации, доходов, расходов, объектов незавершённого строительства. Всё это термины, на которых будет строиться правовая практика исполнения антикоррупционного законодательства.
? При более детальном знакомстве с проектом нового противокоррупционного закона обращаешь внимание и на предложенную в нём необходимость корректировки ряда ныне существующих законодательных актов.
– Безусловно. Так и должно быть. Ведь антикоррупционный закон предполагает дальнейшее совершенствование и Гражданского, и Уголовного, и Трудового Кодексов Республики Беларусь. Их корректировка неизбежна. Представляется, что отдельные положения законов Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» и «О государственной службе в Республике Беларусь» также нуждаются в согласовании с нормами, предложенными в проекте закона.
? Какое предполагается участие сенаторов в общественном обсуждении нового законопроекта?
– Президиум Совета Республики принял план мероприятий по нашему участию в этом обсуждении. В том числе, и с трудовыми коллективами регионов. Мнение с мест очень важно для оценки и прогноза общественно-политических процессов в стране, а также для подготовки и принятия законодательных актов, качество которых способно было бы обеспечить эффективность правовой политики государства.
Мария КУЗОВКИНА