В 2021 году МАРТ и исполкомами рассмотрено более 10 350 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей, что на 7 % больше, чем за аналогичный период 2020 года (2020 год – 9 700 обращений).
Отмечается увеличение количества обращений, поступивших в исполкомы Гомельской, Минской, Могилевской областей, администрации районов г. Минска и Минский горисполком, МАРТ. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (37 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Могилевской области – 15 %, Брестской – 13 %, Минской – 10 %.
В 2021 году в структуре обращений граждан в области защиты прав потребителей преобладали вопросы, связанные с продажей товаров, в том числе торговлей, осуществляемой дистанционным способом, – 34 % от общего количества обращений и оказанием жилищно-коммунальных услуг – 32 %. Кроме того, потребителями поднимались вопросы, относящиеся к сфере: бытового обслуживания населения и услуг сервисных центров – 10 % от общего количества обращений; услуг перевозчиков автомобильным транспортом, медицинских, туристических, услуг связи и других – 14 %; услуг общественного питания – 2 %, иных вопросов – 8 %.
По результатам рассмотрения письменных и электронных обращений потребителям возмещено материального ущерба в досудебном порядке на сумму 684 тыс. руб.; по неразрешенным в досудебном порядке вопросам исполкомами было подано 124 иска в суд о защите прав потребителей.
В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 300 протоколов об административных правонарушениях, вынесено более 180 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений потребительских прав изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.
Анализ обращений граждан по защите прав потребителей свидетельствует о том, что в 2021 году в МАРТ и исполкомы наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с:
– приобретением непродовольственных товаров (мобильных телефонов, бытовой техники, мебели и др.) ненадлежащего качества и (или) невозможностью их возврата;
– нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества;
– нарушением сроков передачи предварительно оплаченного товара;
– предоставлением недостоверной информации о товарах, работах, услугах, в том числе на сайтах интернет-магазинов;
– приобретением товаров в социальных сетях и в мессенджерах;
– качеством и ненадлежащей маркировкой пищевой продукции;
– качеством установки дверей и окон, изготовления мебели, памятников и нарушением сроков исполнения договорных обязательств и сроков устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
– невозможностью возврата товаров надлежащего качества, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций.
Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров в социальных сетях и в группах, создаваемых в популярных мессенджерах. Потребителям следует знать, что в этих случаях отправителями товаров, как правило, являются физические лица, и на приобретение у них товаров законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей не распространяется. В таких случаях возникшие споры разрешаются в судебном порядке.