Деревня Сковородки Молодечненского района знакома временно исполняющему обязанности по должности начальника УОПП УВД Минщины подполковнику милиции Андрею АМБРАЖЕЮ не понаслышке.

Там он не раз находил спрятанные от людских глаз самогонные производства. Поводом наведаться в деревню в этот раз стал анонимный звонок одного из местных жителей с просьбой прикрыть лавочку, организованную 40-летним мужчиной. Взглянуть в глаза человеку, который наживается на несчастье односельчан, поехала и корреспондент «НС».
Автомобиль остановился у двора, где, по оперативной информации, организован подпольный мини-завод. Окликнув хозяина подворья и не дождавшись ответа, идем проверять, есть ли кто-нибудь на участке. Застаем хозяина за работой в сарае. Увидев стража правопорядка, взволнованно спрашивает, по какому поводу он приехал.
— Вы не раз привлекались к ответственности за изготовление и реализацию самогона, не вернулись ли к былому промыслу? — задает вопрос подполковник милиции.
— Нет, алкоголя у себя не держу, — уверяет мужчина. — Да и некогда мне: выращиваю свиней, индюшек, коровка вон моя на поле. Посеял 70 соток картошки, 50 — ячменя. Ложусь позже десяти вечера, просыпаюсь в четыре утра.
В глаза бросается высокая бочка на литров четыреста, заполненная мутной жидкостью с характерным запахом. Понимая, что отпираться бессмысленно, Александр сознается, что вновь занялся бутлегерством. Выясняется, что чудо техники — самогонный аппарат — собирается и разбирается глубокой ночью, а на его сборку в среднем уходит около получаса. Для ускорения процесса брожения Александр традиционно использует активатор, бочку с готовым продуктом тщательно прячет под полом в сарае. Раньше милиционеры уже находили самогонный аппарат у его матери, потом в огороде, в этот раз мужчина приспособил для производства участок родственников.
Во время проверки у двора собирается толпа женщин и оживленно обсуждает случившееся. Спрашиваю, как они относятся к самогоноварению. Отвечают, что и сами раньше «гнали» самогон в лучшей «сковородовской» традиции, да и продолжали бы, но опасаются ответственности.
На чужом несчастье… Через дорогу от мини-завода расположен благоустроенный дом Александра. Внутри чистота и порядок, играют ухоженные дочь и сын. О семейном достатке говорят неплохая мебель, два компьютера в детской, автомобили «Мерседес» и «БМВ», трактор.
По словам Андрея Амбражея, несмотря на значительное снижение в области подростковой преступности в целом, число злодеяний, совершенных ребятами, признанными находящимися в социально опасном положении, возрастает, и это очень тревожная тенденция. Именно пьянство родителей становится главной причиной постановки семьи на учет. А одна из причин алкоголизма — употребление суррогата, в первую очередь в селах, где в погоне за прибылью спиртное зачастую выдается в любое время суток, на розлив, на вексель или по бартеру за продукты из семейного холодильника. Так сколько еще детских слез должно быть пролито, чтобы наконец обрели совесть не только продавцы алкоголя, но и сами родители?
Маргарита СТРАЖЕВИЧ, «На страже».
Фото автора








