Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Лучший преподаватель ПДД в Беларуси обучил около 5 тыс. вилейчан

По итогам 2016 года Михаил Печень, заместитель председателя районной организации ДОСААФ и преподаватель автошколы при ней, назван лучшим преподавателем правил дорожного движения среди автошкол республики, входящих в ведение Министерства транспорта и коммуникаций.

Это стало хорошим подарком ко дню рождения самого Михаила Семеновича и к юбилейной дате ДОСААФ (организации 28 февраля исполнится 90 лет). Теоретической частью подготовки водителей в автошколе Михаил Семенович занимается с 1980 года, а вот в конкурсе Минтранса решил участвовать впервые, и сразу был отмечен. По заслугам.

IMG_6296

– Михаил Семенович, каковы критерии отбора?

– Всё просто. В конкурсе оценивается качество преподавания ПДД. Для этого мы, преподаватели, представляли информацию о количестве курсантов, сдавших экзамен в ГАИ с первого раза. Организаторы конкурса потом сами проверяли эту информацию в ГАИ. В прошлом году у меня этот показатель составил 88,9%. Такое количество из 117 моих учеников сразу сдали теорию. В 2015 году 92,3% моих курсантов смогли сдать с первого раза. Примерно такие же показатели и у нашего второго преподавателя автошколы, председателя нашей организации ДОСААФ Василия Ивановича Гулецкого. Кроме того, в прошлом году мы заняли 4 место среди всех автошкол республики, занимающихся подготовкой водителей. В целом среди организаций области мы на хорошем счету: несколько лет подряд занимаем призовые места по итогам выполнения всех задач, стоящих перед ДОСААФ.

– А как сдают вождение? Пятнадцать лет назад, когда я училась в автошколе, у нас самым страшным был теоретический экзамен. Как сейчас?

– В прошлом году из моих курсантов вождение с первого раза сдали 74,2%. В последние годы этот показатель не выходит из диапазона 65 – 75%. Здесь действуют два принципиальных момента. Первое – волнение курсанта. Даже теорию сдавать несколько проще.  Да, в классе стоят видеорегистраторы, которые наблюдают, но в непосредственной близости от человека никого нет, а, значит, можно сосредоточиться и, если учил правила, результат будет. Совсем другая степень волнения в машине, где экзаменатор от тебя находится в непосредственной близости. Психологически это напрягает еще больше. И отсюда второй момент: бывает машина еще не тронулась, а курсанта уже высаживают с двумя ошибками. Всё – несдача. Почему? У наших мастеров хорошо водил, справлялся со всеми заданиями, достаточно уверенно ездил по городу. А всё просто, заволновался – забыл снять с ручника и пристегнуть ремень безопасности – не прошел практический экзамен. Во многих странах эта часть экзамена организована по-другому. Там за ошибочную отработку элементов вождения начисляются штрафные балы, и есть определенная сумма, превысив которую получаешь незачет. Эта система менее психологически травматична для человека и позволяет объективнее оценить его водительские навыки. К сожалению, пока у нас не так.

– Вы уже более 35 лет преподаете ПДД. Какие знаковые изменения произошли в самих правилах и в системе подготовки  водителей?

– Естественно, жизнь идет и вносит свои коррективы и в правила дорожного движения. Например, наказывать рублём стали только с 1 сентября 1986 года, когда впервые ввели административную ответственность (штраф) за нарушения ПДД. До этого, напомню, было так: две дырки в талоне – пересдача экзамена в ГАИ. Тогда самый большой штраф был введен за нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения – 12 рублей. Сейчас, как Вы знаете, за это лишение прав и штраф от 50 до 100 базовых величин. Повторное такое нарушение в течение года влечет уголовную ответственность и конфискацию авто.

А что касается подготовки, то и она изменилась существенно. Когда я начинал работать, на вождение отводилось 27 часов, потом – 40, сейчас вот – 50. Увеличение часов обосновано, ведь изменились и условия вождения – вырос автомобилепоток, появились сложные дорожные развязки. Сейчас вот поговаривают о еще большем увеличении часов. Но,на мой взгляд, при полной отработке и имеющегося времени достаточно для подготовки.

– Михаил Семенович, сколько же людей прошло через ваш учебный класс за эти годы?

– Никогда не считал. Думаю, больше пяти тысяч. Бывает такое, что за парту садятся внуки моих первых курсантов. Люди приходят с разным уровнем знаний, разным мировоззрением, но стараюсь донести знания до каждого. Хотя, конечно, уровень образования сказывается на усвоении ПДД. Иногда сразу видно, что человек не сдаст экзамен, а ведь каждая пересдача теперь стоит 50 рублей. Но, если человек хочет и у него нет медицинских противопоказаний, отказать в обучении ему мы не можем. И пока он сам поймет, что не стать ему водителем, уйдет много времени и денег, которыми он мог бы распорядиться более эффективно. Правда, такие случаи редки.

– Так кто всё-таки лучшие водители: женщины или мужчины?

– В критической ситуации лучший водитель, как правило, мужчина. Он быстрее принимает решение, может пойти на оправданный риск. В обычных дорожных условиях женщина более надежна – она более внимательна, не пойдет на ненужный риск. И в обучении так: в теории лучше женщины, в практике вождения проще с мужчинами. Но, конечно, это общие рассуждения, а в конкретных случаях бывает по-разному.

– Не могу не спросить про ваш личный водительский стаж. И, конечно, читателям интересно, есть ли у преподавателя ПДД нарушения правил?

– Водительское удостоверение у меня с 1965 года. Без мелких нарушений не обошлось. За этот период трижды ко мне были претензии у инспекторов ГАИ, последнюю я до сих пор считаю необоснованной. Это были московские тогда еще гаишники. Я объехал  машину, наносящую дорожные знаки, слева по двойной линии, хотя стоял знак «объезд справа». Но справа сделать это было невозможно – там было снято покрытие почти на полметра в глубину, поэтому рисковать подвеской не хотелось. Все и обгоняли слева, и всех нас останавливали гаишники. Я спорил, доказывал, но ничего не достиг – пришлось отдать все имеющиеся российские деньги. Два других случая произошли в Минске: как-то в Зеленом луге я накатом пустил машину, а тут знак 40, а у меня 50 километров в час было. Превышение, и с этим, конечно, не поспоришь. А третьего случая могло не быть, если бы произошло это сейчас, во время действия современных ПДД. Тогда же я по сплошной линии обогнал трактор, который ехал со скоростью 30 км/ч. До изменения в правилах пересекать сплошную было нельзя  ни в каких случаях. А теперь – можно.

– Какое напутствие Вы даёте своим курсантам?

– Я всегда говорю, правила выучить сложно, но еще сложнее придерживаться их. Бывает так, что раз-два нарушил, не попался инспекторам ГАИ, и такой образ езды вошел в систему. Вот тут-то и жди неприятностей. А еще рекомендую водителям в свободную минуту перечитать ту часть правил, где сказано об административной ответственности за нарушения ПДД. Кстати, сейчас эту главу исключили из теоретического экзамена. Советую прочитать, проанализировать свои «узкие места» и просчитать, во сколько такое вождение может обойтись собственному карману. Это лучший мотиватор водить без нарушений.

Ирина ТРУБАЧ.
Фото Алексея КАМИНСКОГО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 147 queries