На слуху – пресс-конференция Главы государства с представителями СМИ. И отечественных, и зарубежных. Неделя прошла, а комментарии не утихают. Если к ним прислушаться, то народ интересует больше экономический аспект диалога. На фоне геополитических встрясок он самый актуальный, поскольку адаптирован к уровню материального достатка каждого из нас. Или концептуально должен быть адаптирован. В ходе открытого диалога с журналистами Президент Александр Лукашенко чётко обозначил аспекты экономической модели развития страны, которым он и далее собирается следовать: социальная направленность, отказ от шоковой терапии и глобальных структурных реформ. «Мы вырвемся из сложного экономического положения, – подчеркнул Президент. – И сделал акцент на диверсификации экспорта. Именно исходя из того, что в мире существует спрос на нашу продукцию.
Предприятия неплохо работали. И будут работать, – в этом утверждении Главы государства – своего рода оценка. Причём, позитивного плана. А она обещает реальную перспективу развития. В русле концептуально обозначенного Президентом пути восхождения. Сообразуясь с нею,строят свою экономическую политику регионы.
«Каждое предприятие, принимая свой бизнес-план, акцентирует внимание на росте интенсивности экспортных операций», – делится начальник отдела экономики вилейского райисполкома Михаил Малевич. Сегодня он внимательно изучает представленные предприятиями бизнес-проекты. Для последующего их совместного обсуждения с руководством трудовых коллективов. В так называемой защите, кроме сотрудников отдела экономики, участвуют руководители всех главных служб предприятий – финансовых, экономических, маркетинговых… Цель одной стороны – презентовать и отстаивать намеченные параметры развития. Цель другой – оппонировать, находя в защите слабые места. Главное же – выбрать оптимальный путь развития. Так как выбирают его нынче трудовые коллективы, представившие в отдел экономики свои бизнес-проекты.
ОАО «Стройдетали», составляя свою программу развития, целью её определяет ускоренное техническое перевооружение и дальнейшую модернизацию производства. Способ её достижения – углубленная переработка пиломатериалов, увеличение производительности труда. В течение прошлого года в выпусках «Барометра экономики» мы не единожды обращались к опыту работы этого акционерного общества, одним из первых в районе начавшего масштабную модернизацию и давно и прочно обосновавшегося на рынках ближнего зарубежья. Пускай немного, но некоторая доля отгруженной продукции поставлена в прошлом году и в дальнее. Частичное снижение объёма запланированных на прошлый год инвестиций предприятие аргументирует ограниченностью собственных средств и большой стоимостью заёмных. Однако вложенные в производство инвестиции позволили в отделке дверных полотен использовать полиуретановые лаки с высоким сухим остатком и малой жизнеспособностью, что отразилось на выпуске продукции другого сегмента рынка с большей добавочной стоимостью. Это с одной стороны. С другой – увеличилось качество выпускаемой продукции в связи с улучшением её потребительских свойств. Практически – это главное, чего требует сегодня от производителя рынок. Недаром коллектив предприятия реализует план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения её конкурентоспособности: создаётся информационная база, внедрены международные стандарты качества в отношении некоторых видов изделий.
Высокопроизводительное оборудование, которое устанавливается на предприятии в результате реализации программы модернизации, создание собственной инфраструктуры по лесозаготовкам, перевод котельной на сжигание древесных отходов собственного производства – всё это обеспечивает достаточно низкую себестоимость продукции и, соответственно, её конкурентоспособность. И на рынках России, где ниши достаточно уплотнены, и на рынках стран СНГ, где тоже потеснить конкурентов не так просто. А ведь задачи не только в укреплении, но и в расширении своих позиций. В текущем году, например, маркетинговая служба предприятия планирует настойчивое продвижение на внешний и внутренний рынки нового вида продукции – дверей из массива сосны со структурированным эффектом браширования.
Термин, прямо скажем, рассчитан на специалистов. А чтобы понятно было – это будут двери с эффектом старения, созданным искусственно. Мода, ещё классик утверждал, изменчива. Трудно за ней угнаться даже дизайнерам. Или, наоборот, нам, потребителям, трудно угнаться за дизайнерами. Но, не будем спорить, даже в названиях новых видов дверей – «Лоренцо», «Леон», «Франческо», – уже заложена их необычная сущность, какой-то нестандарт, эстетический креатив, что, безусловно, найдёт своих поклонников. Как некогда нашла искусственным путём состаренная мебель, производство которой налажено на вилейской мебельной фабрике.
Благодаря новациям в ассортименте, диверсификации деревообработки (вторым направлением озабочена инженерная мысль предприятия – Авт.), акционерное общество планирует сохранить рынки и в достаточно напряжённой экономической ситуации, обеспечить приоритет экспортных операций в своей внешнеэкономической деятельности и, естественно,сохранить потенциал развития.
Есть очень много продукции, которую мы изготавливаем на земле и можем сегодня свободно продать, – эта реплика Главы государства в диалоге со средствами массовой информации актуальна и для нашего региона. Экспортными поставками занимаются его все ведущие предприятия. Кроме завода стройдеталей, – ОАО «Зенит-БелОМО», вилейская мебельная фабрика. Начав когда-то с экспорта в Германию «Альбатросов» – тумбочек оригинального дизайна из массива, наши мебельщики обозначили своё присутствие на европейском рынке. Что касается российских потребителей, то отношения с ними традиционно устоявшиеся. Есть нюансы, связанные с кризисом, о котором говорил Президент в диалоге со СМИ и вне которого не могла оказаться и наша страна. Соответственно, каждый из её регионов, так или иначе завязанный на торговых операциях внешнеэкономического характера – тоже.
– В январе объёмы поставок в российских рублях мы выполнили даже больше чем в прошлом году, но не может устроить их долларовый эквивалент, – сетует директор мебельной фабрики Николай Пискунов. Но – рынки сохранены, заказы есть. И это несколько ретуширует ситуацию. – Партнёры подтвердили своё намерение к сотрудничеству, – резюмирует собеседник.
Бизнес-планы требуют не только детальной проработки, но и уверенности в завтрашнем дне. Похоже, она присутствует в программах, прогнозах и надеждах руководства наших ведущих промышленных предприятий. Есть стабильные трудовые коллективы, опытный персонал и временем заложенный потенциал развития. Барометр экономики не предвещает шторм. Он просто предсказывает нам достаточно напряженное испытание на прочность.
Мария КУЗОВКИНА








