Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Помните эти строчки из нашего «чуковского» детства? Именно они первые пришли в голову, когда увидела это чудо-дерево недалеко от трассы «Минск-Нарочь», где-то между Луковцом и Ильей. Это сейчас пышная зелёная крона скрывает украшения рук человеческих. А совсем недавно прямо с дороги (а это метров 30-40) были хорошо видны сапоги да ботинки, туфли да кроссовки, развешенные в хаотичном (или это на первый взгляд так кажется?) порядке на ветвях.
Подивившись необычному зрелищу, невольно задаёшься вопросами, кто, как, а главное – зачем расстался со своей обувью, повесив её на дерево. Не похоже, чтобы кто-то пришёл сюда и специально устроил инсталляцию из старья, хотя такая версия тоже имеет право на жизнь. Поинтересовалась об истории чудо-дерева у председателя Хотенчицкого сельсовета. Диана Гребенек о существовании так называемой местной достопримечательности, разумеется, знает: я – далеко не первая, кто интересовался в сельсовете её происхождением. Однако вопросы кто и зачем так и остаются открытыми.
Одна из студенток Ильянского колледжа, имя девушка просила не называть, рассказала, что висит на дереве и её пара кроссовок. Забросила она их туда, услышав от кого-то одну из версий появления таких деревьев в Америке. Легенда гласит, что первую пару обуви повесили на высокую ветку поссорившиеся супруги. Как только ботинки оказались на дереве, они помирились. Теперь же это стало традицией, а дерево – символом исполнения желаний. Что загадала наша студентка, неизвестно, но, смущаясь, она призналась – желание почти сбылось. Кстати, её пара обуви – одна из последних, «выросших» на дереве.
А между тем, обувь на ветвях висит самая разная: мужская, женская и детская, повседневная, домашняя и на высоких шпильках, летняя и зимняя, заброшенная под самую верхушку и привязанная к нижним ветвям. Единственная общая черта – вся она со следами носки.
Порывшись в интернете, с удивлением открыла для себя, что подобные чудо-деревья вовсе не редкость в разных странах. И трактовка их появления везде разная. Оказалось, существует даже новая молодёжная субкультура, направление стрит-арта – шуфити. Парни и девушки забрасывают разнообразную по цвету и размеру связанную шнурками обувь на деревья и провода – такое вот обувное граффити или художество.
В США военные отмечали окончание службы, подкидывая вверх всё, что попадётся под руки, в том числе и обувь. После того, как первые пары повисли на ветвях, это вошло в традицию. В некоторых странах старую обувь забрасывают на провода и деревья студенты в честь окончания учёбы. А в других вузах, где процветает «дедовщина», на ветвях оказывается обувь первокурсников – такое вот своеобразное посвящение в студенты. Некоторые вешают обувь на дерево в память о погибшем в этом месте человеке. Кстати, о чём-то подобном подумала, увидев на одной ветке кроссовки и шлем мотоциклиста. Но даже страшно представить, что вся эта обувь висит там по такой причине… Ещё одна нехорошая версия – дерево, увешенное обувью, символизирует место, где продаются наркотики. Но это не наш вариант. Причём цвет и фасон обуви тоже имеют значение, по ним определяют вид наркотических средств. А вот в Молдове существует обряд забрасывания старой обуви на самое высокое дерево молодожёнами как символ начала новой дороги в новом статусе.
– Просто хулиганы какие-то, заняться больше нечем, пускай бы лучше книжки читали, – прокомментировал мой вопрос местный житель. Но, быть может, появление этого чудо-дерева и навеяно одноименным произведением Чуковского? Вряд ли, конечно, нуждающийся найдёт себе там пару подходящих ботинок, но идея интересная. В любом случае, этот симулякр пока остаётся загадкой.
Марина ПУЦЕЙКО/Фото автора