Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Колокола Свято-Мариинской церкви звучат на частотах в диапазоне ультразвука (АУДИО)

Московское издательство «Медиа» выпустило книгу нашей соотечественницы Елены Шатько «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиции». Автор издания – кандидат искусствоведения, лауреат международного конкурса по колокольному звону, этномузыковед, член Ассоциации колокольного  искусства России – преподает в Белорусской государственной академии музыки. Елене Шатько удалось побывать в 280 храмах Беларуси, записать беседы с прихожанами, духовными лицами, звонарями, с помощью аудио-видеозаписей зафиксировать звучание различных колоколов.  Как и  человеческий голос, оно отличается тембром, уровнем тональности, чистотой звука…Как люди, колокола имеют свою биографию, свою судьбу.

IMG_6604_novyiy-razmer-kopiya

Итоги изучения традиций колокольного звона Белой Руси стали материалом для двух авторских монографий Елены Шатько, а теперь вылились в книгу, которая, кроме текста, включает в себя DVD-диск с аудиозаписями, сделанными в ходе экспедиций.

Храм Всех Святых в Минске, Национальная библиотека Беларуси, многие учреждения культуры областных и районных центров уже организовали презентацию издания, запечатлевшего огромный и до этого нетронутый пласт  духовной культуры  белорусов.

IMG_6454_novyiy-razmer-kopiya

Для Вилейки труд Елены Шатько интересен не только в его общехристианском аспекте. Книга содержит материал о колоколах храма Преподобной Марии Египетской, фрагменты бесед с бывшим благочинным вилейских приходов, настоятелем церкви Симеоном Матюхом. Благодарная память прихожан не предает забвению светлый образ Пастыря, а с ним – и традиции храма, которые фокусирует в их сознании звон колоколов. Уникальных в своем роде, – утверждает Елена Геннадьевна. Ведь звучат они на частотах в диапазоне ультразвука. Современные технологии литья к этой особенности прибегают крайне редко. Специалисты также утверждают, что по своему подбору вилейские колокола уникальны в самом деле. И таких в Беларуси больше нет.

Наша встреча с экспедицией Елены Шатько состоялась в Свято-Мариинской церкви почти четыре года назад. Был май. Канун Великой Победы. Воздух уже дышал первой свежестью распушенных берез. Солнце врывалось во внутренность храма радужным лучом, каким-то странным образом увеличивая пространство, словно раскрывая его навстречу Небу.

Звонарь Василий Муренко делился с тележурналистами своими ощущениями от соприкосновения с таинством колокольного звона: иду в храм больной, возвращаюсь – здоровый. Благостная аура, которую излучают колокола, создает одновременно и чувство телесного комфорта. Это тоже признается наукой.

Bratstvo_Arhistratiga_Mihaila_gotovit_k_vipusku_knigu_albom_Kolokola3525956big
Василий Максимович Муренко, 1946 г.р., звонарь храма прп. Марии Египетской г. Вилейка Минской области. Фото sobor.by

Колоколит  Василий Максимович Муренко — «Колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси»

Мир нынче вступил в весьма примечательную полосу своего развития. Генная инженерия, создание искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей… Фантастика неотделима от реальности. Но колокол, как сущность, несущая живой звук, не участвует в этой техногенной гонке. Он совершенен, как творение человеческих рук, которое получает духовную энергию Неба. Об этом мы и рассуждали с Еленой Геннадьевной, слушая плывущий над Вилией мелодичный «малиновый» звон. Недаром ведь, когда закрывались в стране церкви, люди стремились уберечь колокола, живую душу храма и того селения, где он возносился.

– Без колокола церковь угрюма,– вспоминаю слова отца Симеона. – Колоколят  и мыслями, и душой, и телом. Так отзывался благочинный о звонарях церкви. Извлекая звук из совершенного инструмента, они с помощью молитвенного слова создавали мелодию колокольного звона.  Ту, которая, было у Елены Шатько и такое опасение, могла безвозвратно исчезнуть вместе со своими исполнителями. Сегодня Елена Геннадьевна настроена более оптимистично. Уникальное искусство, как показал многолетний опыт его изучения, имеет будущее. У мастеров находятся преемники. Жизнь колоколов и жизнь храмов продолжается. Потому и материал, представленный в книге Елены Шатько, можно назвать оригинальной историей белорусской православной церкви.

Мария КУЗОВКИНА.
Фото  Сергея ПОЖОГИ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 134 queries