«Пойти в дизайнеры? А я хочу в сварщики!». Подобные дилеммы зачастую стоят перед выпускниками школ. И они определяются…
Признаемся честно: большинство из нас, родителей, желает, чтобы наши сыновья и дочери получили высшее образование. Порой не задумываясь даже, пригодится ли оно молодым людям в будущем. Главное – «корочки», а уж там как сложится. Ведь вон сколько примеров в жизни, когда инженеры по диплому работают преподавателями, юристы – менеджерами, дизайнеры – агентами по недвижимости… В последнее время мужчины даже с высшим образованием переквалифицировались в водителей-дальнобойщиков – эта непростая профессия, говорят, привлекает в финансовом плане. И тут уже не до «корочек».
Лет несколько назад заканчивал среднюю школу сын одной моей хорошей знакомой. Парень был в числе «хорошистов», активно занимался спортом. Родители видели сына в будущем военным или юристом и были уверены, что он выберет высшее учебное заведение соответствующего профиля. Но вот выходящий на самостоятельную жизненную дорогу юноша заупрямился и заявил: «Поступать в университет не буду, пойду в колледж учиться на сварщика и права водительские получу». В доме был настоящий скандал, и это мягко сказано… В итоге юноша настоял на своём и поступил в колледж, где получил ту профессию, которую хотел. Потом была служба в армии, после чего молодой человек нашёл высокооплачиваемую работу в Минске.
– Купил себе хорошую машину, снимает пока квартиру, но копит денежку на своё жильё, – рассказывает теперь о сыне мать. – Нравится ему эта профессия, он живёт ею, постоянно совершенствуется: то какие-то допуски к более сложным работам получает, то на курсах занимается… А ещё всё же поступил в университет на заочное отделение, правда, опять же по сварочному делу…
Этот пример, мне думается, может быть показательным для молодёжи, выбирающей свою будущую профессию. Диплом об окончании высшего учебного заведения (зачастую за учебу родители уплачивают довольно ощутимые суммы) – это, конечно, хорошо. Но всегда ли это – выбор самих ребят? Смею предположить, что вряд ли.
Вот и получается нередко, что, окончив университет, который им настоятельно рекомендовали родители, молодые специалисты разочаровываются в профессии, начинают искать себя… И жалеют, что не настояли на своём и не пошли получать рабочую профессию, которая нравится.
А теперь, что называется, от частного – к нашему общему.
Высококвалифицированные, дисциплинированные водители и сварщики, каменщики и слесари, хлеборобы и штукатуры ой как востребованы в любое время. Пусть не обижаются на меня представители «элитных» профессий, но, я уверена, главенствующая роль – у рабочих профессий, обладатели которых нас кормят, для нас строят, перевозят грузы…
Впрочем, в нашей стране делается многое, чтобы поднять престиж рабочих специальностей, поэтому профориентационная работа проводится уже со школьниками. Как это делается на Вилейщине?
Об этом рассказывает специалист управления по образованию, спорту и туризму Ирина БАДЕЕВА:
– Вся профориентационная работа в учреждениях образования строится в соответствии с нормативно-правовыми и локальными актами. В учреждениях образования разработаны соответствующие планы, всюду имеются информационные стенды профориентационной направленности, папки. В библиотеках и учебных кабинетах подобрана научная и информационная литература. На базе городской школы №1 работает районный ресурсный центр, где сосредоточены методические разработки проведения классных часов, родительских собраний, воспитательных мероприятий.
Мы используем активные формы работы. Так, например, в учреждениях образования была организована профессиональная подготовка на базах Вилейского государственного и Ильянского государственного аграрного колледжей. Старшеклассники ближе познакомились с рабочими профессиями, многие определились с их выбором.
В четырех учреждениях образования у нас работают группы педагогической направленности, а в Долгиновской средней школе – группы аграрной направленности. В ноябре текущего года между нашим управлением и Вилейским государственным колледжем заключен договор об организации работы допрофессиональной подготовки для учащихся 8-9 классов по следующим специальностям: повар, парикмахер, швея, электрик, слесарь по ремонту автомобилей. Первое занятие, которое прошло в конце ноября, охватило 65 учащихся.
Работа проводится большая, и обо всём непросто рассказать. Так, в ноябре прошли профориентационные мероприятия в государственном колледже по теме «Автомобильные технологии», мы приняли участие в онлайн-семинаре «Системно-деятельный подход в организации профориентационной работы в учреждениях образования». Вчера прошло районное мероприятие «Узнай больше о профессиях. Определись с выбором», а ещё на этот месяц запланировано проведение дня открытых дверей на базе Ильянского государственного аграрного колледжа.
Интересные экскурсии на предприятия и встречи, недели профориентации, тематические классные часы и родительские собрания, участие в конкурсах, организация выставок рисунков и многое другое – всё это наша профориентационная работа, которая проводится не только в учебное время, но и в период летней оздоровительной кампании. Все делается для того, чтобы наши выпускники, выбирая самостоятельный путь, уже знали, кем они хотели бы быть и больше узнали о своей будущей профессии.
Подготовила Ирина БУДЬКО