В ноябре 17-летнего спайс-наркомана Лёню родители вместе с милицией доставили в больницу и отказались забирать. СМИ и общественность надавили: парень оказался дома. Буквально через несколько часов родители снова нашли его под… спайсом.
18-летняя девушка изготавливала спайсы и прятала их для покупателей на кладбище… Преступную схему продажи наркотика раскрыли опера Молодечненского РОВД.
Прессу практически взрывает информация. Причём, сюжеты, как мы убедились даже на вышеприведённых примерах, один напряжённее другого. Здесь – без летальных исходов. Хотя и таковые наблюдаются. И о них тоже в прессе сообщается. Однако спайсы неуклонно расползаются в нашем жизненном пространстве, как пятно случайно пролитой на землю масляной жидкости. Чтобы его убрать, нужно глубже копать. И эту работу выполняют сегодня соответствующие правоохранительные органы. Но где гарантия, что отлаженные преступные схемы не создадут новый рецидив? Так что собой всё ж представляют спайсы, насколько они опасны и какие меры борьбы с ними могут быть наиболее эффективными? Приблизительно в канве этих проблем состоялся наш разговор с психиатром-наркологом центральной районной больницы Максимом ПОКЛАДОМ.
Мой собеседник считает, что по степени зависимости наиболее массово употребляемым наркотическим веществом является всё ж алкоголь. Он как бы традиционен и таким воспринимается общественным сознанием. Что касается чисто наркотиков, то наиболее распространённые среди них – так называемые опиаты, то есть, производные из семян или соломки мака.
– По каким-то характерным признакам алкоголики или лица, часто выпивающие, – определяются даже визуально. Чего не скажешь, наверно, о наркоманах. Или я здесь не права, Максим Григорьевич?
– Абсолютно верно. Но что характерно: если раньше лиц, употребляющих наркотики, к нам приводила милиция, то теперь они чаще стали обращаться сами. Когда плохо, когда наступает ломка, а приём очередной дозы проблематичен – идут к врачу.
– В таких участившихся обращениях определённую роль играет повышение информированности Ваших потенциальных клиентов, гарантия анонимности?
– Информированность – она двойного свойства. Бывает, во благо, бывает – во вред. Когда человек больше узнаёт о пагубных последствиях своей болезненной привязанности и находит силы, чтобы перед собой признаться: стоп, приехали… Дальше – пропасть. Когда информация работает на осознание – это хорошо. Но в интернете, например, можно найти и другое: советы, как приготовить наркотик и даже, как его приобрести.
– Кстати, в «молодечненском» случае молодая девушка для связей с так называемыми клиентами тоже использовала интернет.
– О чём я и говорю. Блага цивилизации, скажем так, не всегда во благо.
– Про опиаты мы как бы и ранее были наслышаны. А вот что представляют из себя спайсы и в чём их главная опасность?
– Это общее название целой группы наркотиков. Их, представьте себе, – сотни. Причём, созданы они лабораторным путём. Точно неизвестно, откуда, предположительно, из Китая, пришла волна этих синтетических наркотических веществ. Они представляют собой порошок, которым затем пропитывают табак или аптечную траву. Далее – расфасовка по пакетикам – и продукт к употреблению готов. Действие вещества гораздо сильнее, чем, например, той же марихуаны.
– И в чём оно выражается?
– Интоксикация организма наступает за очень короткое время и поражает внутренние органы, после чего человек может вообще остаться инвалидом. Все ядовитые вещества попадают в кровь через лёгкие. А затем уже кровь разносит яд по организму. Естественно, вред наносится печени. Она берёт всю силу удара на себя. Сужаются капилляры мозга, боясь пропустить туда яд. В итоге его клетки умирают.
– Этим действием спайса, очевидно, вызваны довольно сильные галлюцинации, создающие у наркоманов иллюзию безопасного полёта?
– И ведущего к приземлению уже в мире ином. К сожалению, случаи подобного «неосмысленного» суицида у курящих спайсы достаточно частые. Опасность ещё в том, что лабораторно присутствие этого наркотика в организме не диагностируется. Да, поступают в приёмный покой люди, чаще – молодёжь, с неким непонятным отравлением. Кто-то сохраняет тайну, кто-то признаётся: мол, что-то покурил…
– Ваш совет как врача.
– Это тот случай, когда тайны быть не должно. Покурили – стало плохо: имейте мужество признаться, что факт сей имел место.
– Как говорится, мы Вас спасём, но Вы себя храните… Кстати, именно так называется и наш совместный с больницей проект. В его рамках мы и ведём сегодня с Вами беседу.
– Вот именно: храните, берегите себя. Спайсы опасны, действуют на человеческий организм в зависимости от его индивидуальных особенностей. Если ваш партнёр по курению отделался галлюциногенной картинкой или временным помрачением рассудка, то у вас может просто не выдержать сердце. Неужели вам не хочется жить?
– Риторический вопрос, Максим Григорьевич.
– Я тоже так думаю.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото Виктории АПЕТЁНОК