Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

К 50-летию творческой деятельности автора-исполнителя, музыканта Владимира Балбачана (Владимира Бала)

Ещё в детстве, в 1961 году,он закончил Вилейскую музыкальную школу по классу баяна. Учился у хороших преподавателей Н.П. Скороходова и В.М. Гончарика. Немного позднее начал самостоятельно осваивать гитару – инструмент, который очень нравился. В ту пору гитара была популярна в среде молодёжи. Приходилось трудно, ведь не было  специалистов по гитаре, не продавалась специализированная литература – все приходилось «перехватывать» у приезжающих в Вилейку ребят из других городов.

DSCF6016

– Тогда обычно молодёжные компании собирались в городском парке, – вспоминает те времена, времена молодости и увлечений, Владимир Филиппович. – Когда приезжали играющие ребята, то они показывали кое-какие аккорды, я их быстренько запоминал, кое-что записывал в блокнот, а потом уже дома занимался самостоятельно, придумывал сам построение более сложных аккордов, оттачивал различные приёмы игры, различные ритмы. Занимался долго, усердно, с большим удовольствием – так хотелось мне освоить гитару.

Те, кто знает Владимира Балбачана, знает и его многогранные увлечения, в том числе и бардовской песней.

– Пятьдесят лет тому назад в далёком 1967 году я начал серьёзно заниматься туристской (бардовской) песней. В ту пору я учился в ПТУ №9 «металлистов» при Минском автозаводе. Закончил училище по специальности электрогазосварщик и работал до армии на МАЗе. Был членом турклуба автозавода – по выходным мы ходили в походы, в основном по Минской области. Очень запомнился поход в Столбцовский район, по реке Нёман на родину Якуба Колоса. В ту пору я уже довольно неплохо играл на семиструнной гитаре. Выступал прямо у большого туристского костра, было очень весело и здорово. Именно тогда и получил хорошие навыки туриста, а также расширил свой дворовый репертуар отличными, душевными песнями известных в ту пору бардов: Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Городницкого и многих других авторов-исполнителей. В те годы был настоящий бум авторской песни, и эти песни звучали повсюду – в электричках, поездах, на вокзалах, в парках, у костра, с магнитофонов, по радио, на туристических фестивалях, на концертах.

0201-768x662

– Я знаю, что именно Вы стали создателем первого ВИА в нашем городе. Как это было?

– Во время службы в армии, а служил я в Казахстане, на озере Балхаш, в городе Приозёрске, с гитарой не расставался ни на день, она была моим верным спутником. И в армии я приобрел первый свой опыт создания ВИА, так как именно в своей части и создал вокально-инструментальный ансамбль. После службы в армии в 1970 году вернулся в свой родной город – Вилейку. В ту пору в Минске, да и вообще по всей стране,были в большой моде вокально-инструментальные ансамбли. ВИА росли как грибы после хорошего дождя. Ну а так как кое-какой опыт в создании ВИА в армии у меня уже был, мы с приятелем Анатолием Ахунзяновым решили создать при Доме культуры в Вилейке свой ансамбль. Это было в 1971 году, в том же году я поступил на заочное отделение Молодечненского музыкального училища. Помню, с трудом нашли подходящих музыкантов, дело это было в городе новое, незнакомое, но все-таки благодаря огромному энтузиазму, присущему молодым людям, коллектив удалось собрать и начать репетировать. С конца января 1971 года мы стали выступать постоянно на танцах в городском ДК по субботам и воскресеньям, я стал работать в Доме культуры, руководил ансамблем. Группа наша называлась «Кудесники». Успех был ошеломляющий! Конечно, это был не «Битлз» в Ливерпуле, но что-то подобное в этом было.  Аппаратура была поначалу совсем слабенькая: заводская соло-гитара, остальные инструменты – самодельные. До нас играли духовые оркестры, а потом небольшие смешанные составы, примерно такие: труба, баян, контрабас и ударник. Ну,конечно, три гитары, а позднее ещё и электроорган – это было очень необычно и здорово. Пели мы чисто, в 2-3 голоса, в аккомпанементе особых сложностей и импровизаций не было, всё было просто, доступно, что народу очень и нравилось. Нам сшили даже специальные сценические костюмы – синие пиджаки, цветастые, шёлковые рубашки какого-то сиреневого цвета с большим жабо и жёлтые вельветовые брюки с красными лампасами. Но, в общем, всё было хорошо, мы приносили ДК хорошую прибыль, администрация нас уважала и позднее купила нам, конечно не фирменную, но уже более качественную и более мощную отечественную аппаратуру «Солист» и новые клавиши.  По нынешним меркам эта аппаратура и инструменты кажутся ужасным анахронизмом, но тогда были другие времена,и мы старались из всего этого сделать «конфетку». У музыкантов был огромный энтузиазм и желание совершенствоваться. Так мы и играли до 1975 года – летом на танцплощадке, а остальной сезон в ДК. За эти годы в группе сменилось много музыкантов, были очень хорошие, хорошие и разные… Самые известные: Валерий Скорожонок – экс-солист ансамбля «Песняры», Олег Зайцев – руководитель ныне известной вокальной студии «Экспромт» г. Вилейка, которого я помню ещё подростком, пришедшим ко мне и робко играющим на клавишах.

– Большую славу Вы обрели и создав ансамбль, который выступал в нашем ресторане. В те времена там очереди выстраивались.

– Да, в 1976 году я закончил Молодечненское музыкальное училище, в том же году в Вилейке открывался новый ресторан и гостиница «Вилия». Меня попросили организовать в ресторане эстрадный ансамбль. Это сделать было непросто, здесь уже были нужны профессиональные эстрадные музыканты, играющие любую музыку по нотам и без нот. Классических и народных музыкантов в городе хватало, а вот эстрадные музыканты были на вес золота. Из городского ДК я ребят не мог забрать, так как там нужно было постоянно по субботам и воскресеньям играть танцы. С большим трудом набрал я новый состав в ресторан. На клавишных и аккордеоне играл известный ныне в городе музыкант Владимир Науменков, на ударных – Сергей Миронов, парень из Магнитогорска, кстати, отличный военный музыкант, ну и самому уже пришлось подключаться. Кстати, по поводу ресторана хотелось бы высказать свои пожелания и пожелания многих-многих жителей нашего города, особенно среднего и старшего возраста. Когда же в нашем ресторане появится хорошая, качественная, живая музыка? В 1976 году, когда мы открывали этот ресторан, музыка была на достойном уровне. В 1993 – 1994 годах, когда там вместе со мной играли отличные музыканты, такие как Игорь Шишкин, Юрий Костюкевич, а позднее Сергей Илькевич и Софья Каменкова, в ресторан невозможно было попасть. Люди на крыльце стояли в очереди, хотя и годы были трудные. А сейчас главный ресторан города, к большому сожалению, не имеет хорошего музыкального сопровождения, когда по определенным дням там могли бы исполнять живую музыку. Это же престижно. В наше время хороших музыкантов в городе хватает, нужно создать хороший кавер-бэнд с живой музыкой в составе 4-5 человек. Конечно, это дороговато, но это же лицо нашего города, да и ресторан тогда заработает на полную силу.

– Как складывалась Ваша дальнейшая творческая жизнь?

– В конце 1976 года я ушёл из городского ДК на новый завод «Зенит» руководителем художественной самодеятельности предприятия. Там была возможность получить квартиру, так как к этому времени я был уже женат и у нас родилась дочка Татьяна. На заводе тоже была у нас неплохая группа. Выступали с успехом на концертах и других мероприятиях в актовом зале и фойе, а также с агитбригадой завода в подшефных колхозах и совхозах. Потом я работал на заводе «Стройдетали», руководил там художественной самодеятельностью, ждал получения квартиры. У меня к тому времени было уже двое детей, нужна была собственная квартира. Но к великому сожалению квартиру получить не удалось, остался на очереди в первых рядах. Надо было ждать ещё лет 5-7,пока заложат строительство нового дома. Тут я уже не выдержал и в 1983 году уехал на север в город Воркуту. Там через 3 месяца получил свою первую квартиру в деревянном доме, работал электросварщиком в жилтресте. Через год получил новую, хорошую 3-комнатную квартиру, почти в центре города. Потом перешёл работать в шахто-строительное управление №1, где работал вначале сварщиком, горнорабочим, а затем проходчиком. Но с музыкой не порывал никогда. Играл на саксофоне, на гитаре в большом биг-бэнде Дворца культуры шахтёров. Играл также на танцах «кому за 30» в Доме культуры железнодорожников. Был участником клуба авторской песни в городе Воркута.

В 1990-х мои родители получили по сносу нашего дома от завода «Стройдетали» большую 4-комнатную квартиру. Тогда же я с семьёй и вернулся в Вилейку, нужно было присматривать за престарелыми родителями. Работал в Вилейке одно время директором РДК в Маковье, сейчас там Дом ремёсел. Строил его почти с нуля. Потом было глупое поветрие 90-х, все уходили в бизнес. Попробовал и я этого «хлеба»! Но для такой профессии нужно совсем иное образование, образ жизни, другой характер и многое-многое другое. Я понял, что это – не моё! С конца 90-х и до 2005 года работал электросварщиком-монтажником в Минском монтажном управлении №2. Оттуда ушёл на пенсию. Параллельно, начиная с 2000 года и до 2007  – год, был участником, солистом и гитаристом, автором-исполнителем в Народном коллективе авторской песни «Элегия», с которым дружу до сих пор. Вместе выступаем на фестивалях, смотрах, концертах и других мероприятиях. Так и сложилась моя творческая биография в музыке, которая насчитывает уже пятьдесят лет.

– Огромное спасибо, Владимир Филиппович. Пусть 50-летие Вашей творческой биографии будет только первым этапом успеха, а в дальнейшем всё складывается как можно лучше. Ведь сейчас пришло время, когда можно делать только то, что велит душа.

Ну а всех, кто хочет более подробно ознакомиться с творчеством нашего земляка, лауреата Республиканского конкурса авторской песни, музыканта, исполнителя  Владимира Балбачана (Владимира Бала) приглашаем посетить его официальный сайт: bard-bal.byethost9.com, где множество авторских песен, видеоклипов, авторских стихотворений, фото и много другого.

Сергей ГОНЧАР.

Фото с сайта bard-bal.byethost9.com

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 134 queries