Сегодня практически не существует разделения на мужские и женские профессии. Однако в некоторых видах работ всё же условное членение по приоритету прослеживается. К примеру, редко встретишь женщину за рулём грузовика, а мужчину – в роли воспитателя детского сада. Так сложилось, что на заводе «Зенит» чистильщиками оптики работают только женщины. Одна из них – Наталья Владимировна Халупко.
Профессия чистильщика оптики довольно редкая. Получить её в каком-либо учреждении образования нашей страны невозможно. Стать профессионалом своего дела можно, имея за плечами техническое образование и обучаясь непосредственно на производстве, из года в год накапливая бесценный опыт.
Так случилось и в жизни Натальи: откликнувшись на вакансию процветающего в 1989-ом «Зенита», в специфику работы окунулась уже непосредственно на месте. Да, признаётся она сегодня, первое время было нелегко, но коллектив принял хорошо, всё показали-разъяснили, и постепенно Наталья влилась в ювелирную работу.
Такую характеристику профессии даёт председатель цехового комитета, инженер-технолог Светлана Рогозина. При этом она подчёркивает значимость труда и ответственность работника, занятого на чистке сложной оптики, устанавливаемой в оптико-механические приборы и устройства. Если оставить в стороне специфические знания, которыми обязан владеть чистильщик оптики, представитель данной профессии должен обладать и определёнными чертами характера.
Наталья Халупко за чисткой сложной оптики. Фото Вероники СТАТИНО
– Внимательность, скрупулезность, аккуратность, усидчивость, выдержка… – сходу называет Светлана Константиновна. – Всё это свойственно Наталье. Она – специалист, досконально знает все изделия, хотя у нас приличная номенклатура прицельной техники – производим около 30 наименований продукции. И сборку каждой модели Наталья знает от начала до конца.
Наталья Халупко охотно обучает молодёжь, посвящая в секреты ювелирной профессии, которые когда-то, тридцать лет назад, также были открыты ей. Делится опытом и с иностранными коллегами: на месте посвящала в профессию специалистов из Венесуэлы и Азербайджана, а затем и сама ездила в Азербайджан.
– И всё-таки, мне кажется, работа несколько монотонная? – интересуюсь у Натальи.
– Ой, нет, совсем не так, – не соглашается она. – Спектр работы весьма широкий. Нет такого, чтобы сидел и выполнял одни и те же действия. Мы ведь занимаемся не только чисткой, но и сборкой. Хотя признаюсь, именно чистка нравится мне больше всего. Когда прибор уже собран и нужно довести его до ума, сделав последний, очень сложный и важный штрих. А затем с удовлетворением выдохнуть – работа выполнена.
Марина ПУЦЕЙКО