Пути господни неисповедимы, и никому не дано предугадать, куда заведёт его жизненная дорога, с кем сведёт, а с кем разлучит. Но вот то, что по воле свыше все это делается разумно и неспроста, бесспорно. Вот и судьба Натальи Чертыковцевой (на снимке) в своё время сделала такой крутой поворот, о котором, конечно же, не думалось никогда раньше. Медицинский работник по профессии (а если конкретно, то массажист-мануалист), Наталья жила с семьёй в военном городке столицы Казахстана Алма-Аты. Нужно сказать, что уже тогда по возможности держали домашний скот – при домах были для этого сарайчики. Особенно тянулись к братьям меньшим сыновья.
А потом произошла трагедия – в аварии погиб старший сын Владислав. Взяв с собой младшего, Константина, Наталья Дмитриевна решила начать новую жизнь на родине своей мамы, на Вилейщине в Беларуси. Приехали в деревеньку Ивашиновичи Кривосельского сельсовета, купили домик и стали жить. На подаренные отцом Косте (он и является главным в хозяйстве) деньги решили приобрести тридцать теляток, стали их растить. Уже значительно позже поняли, что с реализацией бычков возникают некоторые трудности. И главное то, что ни сама Наталья Дмитриевна, ни сын не могли выносить, когда их животных убивали для сдачи на мясо. Доходило до слёз. И тогда новоиспечённые сельчане решили держать коров.
– Вначале их у нас было одиннадцать, – вспоминает Наталья Дмитриевна. – Пока не было аппаратов, доили вручную. А это довольно долго – утренняя дойка плавно перетекала в дневную. Постепенно собрали денег, купили аппараты, и стало намного легче. На зиму корма заготавливаем по-разному: и сами стараемся, и в хозяйстве выписываем, и у людей покупаем. Теляток держим до месяца, а потом сдаём в хозяйство.
Сегодня у Чертыковцевых двадцать дойных коровок черно-пестрой белоруской породы. От таких рогулек получают в среднем по 25-30 литров молока в день. А хотелось бы, чтобы и больше.
– Есть хорошая порода – голштинская, – рассказывает Наталья, – так такая корова и сорок литров в день даёт. Вот развести бы таких коров, так можно было бы и при меньшем их количестве получать больше молока. Думаю, в перспективе все же получится приобрести таких коровок. Пока же у нас только один представитель породы – бык Гаврик, которого мы в своё время выменяли на баранов (к слову, на подворье Чертыковцевых не только коровы, но и овцы, кролики, куры, индюки).
Без малого двести литров сдают молока государству мать и сын. Больше шестидесяти литров ежедневно отводится на поение теляток. Наталья Дмитриевна убедилась, что на данном этапе выгоднее всего именно так реализовывать молоко. Пробовала раньше возить на рынок творог, сыр, но слишком хлопотное это дело. А тут все просто: к определённому времени подготовили, машины своевременно его забрали, раз в десять дней с молокосдатчиками рассчитались.
– За прошлый год эта семья сдала государству без малого сорок шесть тонн молока, – рассказала председатель Кривосельского сельсовета Ирина Супранович. – Выгода обоюдная – и государству, и хозяевам.
– На этот год запланировали ещё большие цифры, – поделилась Наталья Дмитриевна. – Всё для этого есть, главное – трудиться.
Лола, Люська, Марта, Джульетта… О своих кормилицах Наталья Дмитриевна может говорить долго. И какие они ласковые, и какие умные, преданные. На пастбище их охраняет электропастух, а хозяйке вечером достаточно просто погромче позвать. Несутся, только топот стоит! А ещё – забавные. Вот и коровку Василису, покупая маленьким телёночком, посчитали за бычка. Лучше присмотрелись, а это не Василий, а Василиса…
– Наверное, поэтому она ежегодно только бычков нам приводит, – смеётся Наталья Дмитриевна. – Как будто извиняется за эту путаницу.
Не всегда и не во всем понимали приезжих местные жители. Было тут, возможно, и немного зависти, было и недопонимание в каких-то вопросах. Но идёт время, люди узнают друг друга ближе, оценивают поступки. Вот и к Наталье, дипломированному медработнику, нет-нет да и обратятся за помощью. А это значит, признают их сельчане за своих.
Беседа с Натальей Дмитриевной получилась интересной и долгой. А можно было бы говорить ещё о многом… Но торопило главное и неотложное – подходило время вечерней дойки, и моя новая знакомая спешила на помощь сыну. Когда-нибудь, договорились, обязательно встретимся у них, в Ивашиновичах, и ещё о многом поговорим.
Ирина БУДЬКО. Фото автора









