Такие цели предусматривает Декрет Президента Республики Беларусь №6
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», который вступил в силу с 24 октября. Что изменилось? Рассказывает собеседник «ШП» – депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ирина Супранович.
Характеристика и её суть
– Повышение ответственности как руководства предприятий, так и каждого работника, усиление кадрового потенциала организаций – основное, что предусматривает документ, – поясняет Ирина Александровна. – Теперь перед трудоустройством в госорганизации работодатель обязан запросить на кандидата характеристику с предыдущего места работы. Когда на руководящую должность приходит новый человек, необходим запрос в органы внутренних дел – чтобы предотвратить приход на руководящие должности случайных людей и недобросовестных работников, искоренить бесхозяйственность на местах, укрепить производственную, технологическую, трудовую и исполнительскую дисциплину.
Практика запроса характеристик существовала и ранее, это предусматривалось Декретом №5 и статьёй 26 Трудового кодекса. Разница в том, что запрос характеристики на соискателя на свободную вакансию с его предыдущего места работы было правом нанимателя, а теперь это его обязанность. Нововведение касается государственных органов и организаций, где более 50 процентов акций или долей в уставном фонде находится в государственной собственности. Для частных организаций предоставление характеристик осталось правом.
– Форма характеристики установлена постановлением Совмина от 14 октября текущего года № 585 «О форме характеристики», – продолжает Ирина Супранович. – В ней должны быть отражены профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень и другое), моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость и другое), участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организаций. Также в характеристике нужно отражать сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличие антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
По запросу – в семидневный срок
– Декретом №6 оговорено, что характеристика должна быть выдана по запросу в течение 7 дней со дня получения запроса, – отмечает Ирина Супранович. – Это требование касается всех нанимателей любой формы собственности. При этом не имеет значения, на какую должность и по какой профессии человек устраивается. Для кандидатов на руководящие должности в государственных организациях потребуется не только характеристика. Наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Эти сведения предоставляются бесплатно. При этом нанимателю следует получить согласие самого соискателя на предоставление сведений из вышеуказанного банка.
Надо ли – с каждого места работы?
Если работник раньше выполнял свои обязанности в госорганизациях, то запрашивается характеристика с последнего места работы. Если в последние пять лет человек был трудоустроен и в государственной, и в частной организациях, то количество характеристик будет зависеть от статуса последней организации. Если она была государственной, то достаточно одной характеристики, если частной – то две (по последнему месту работы и из государственной организации).
Нет запроса – есть нарушение
Требование запроса характеристик является обязательным для нанимателя и его нарушение влечёт ответственность – это расценивается как грубое нарушение трудовых обязанностей. Речь идёт как о выдаче характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, так и о нарушении сроков их выдачи. Если факт будет установлен, руководителя организации или других должностных лиц могут уволить. Основание – п. 1 ст. 47 – однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации, его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями, или абзац первый п. 7 ст. 42 Трудового кодекса – однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с законодательными актами.
Подготовила Татьяна ШЕРШНЁВА/Фото из архива редакции