За неполных 10 месяцев 2010 года на дорогах Вилейского района произошло 28 учетных дорожно-транспортных происшествий, в которых 9 человек погибли и 35 получили ранения.
Тема единого Дня безопасности дорожного движения весьма актуальна. Ведь именно автоаварии по причине выезда водителями на полосу встречного движения имеют самые тяжелые последствия, т.к. обгон – самый опасный вид маневра на загородных дорогах.
Статистика свидетельствует, что около четверти дорожно-транспортных происшествий совершается из-за нарушения водителями правил обгона и маневрирования. Причем более чем в половине случаев водители не успевали выполнить заключительный этап маневра – возвращение в свой ряд до опасного места на дороге или до подхода встречного транспорта. Причины – ошибки в оценке обстановки в зоне обгона. Даже опытные и осмотрительные водители нередко неправильно определяют время, необходимое для обгона, и расстояние, которое пройдет обгоняющий автомобиль.
Прежде чем приступить к обгону, водитель должен правильно оценить дорожную обстановку в зоне обгона, определить, какое примерно расстояние пройдет автомобиль по полосе встречного движения и сколько времени займет обгон, хватит ли этого времени и пути для безопасного разъезда со встречным транспортным средством. Надо оценить и дорожные условия, т. е. достаточно ли широка проезжая часть дороги в зоне обгона и позволяет ли состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, скользкое) развить необходимую для обгона скорость.
Правильное и оперативное решение этих вопросов позволит определить,можно ли начинать обгон. Но надо подумать, а нужен ли вообще в данный момент времени обгон, даст ли он нужный выигрыш во времени. Если нет, то, может, лучше двигаться в общем потоке транспортных средств, что гораздо безопасней.
Перед поворотом, разворотом, объездом или обгоном водитель обязан включить соответствующие световые указатели поворота. Каждое третье столкновение происходит потому, что водитель обгоняемого транспортного средства без сигнала начинает левый поворот или резко принимает влево для объезда препятствия. Особенно часто повороты без предупредительного сигнала выполняют велосипедисты, водители мотоциклов и гужевых повозок.
Намереваясь совершить обгон, каждый водитель обязан оценить обстановку. Нельзя слепо следовать за движущимся впереди автомобилем, который выполняет обгон. Обстановка на дороге быстро меняется, и нужно помнить, что условия обгона, безопасные для первого автомобиля, не являются гарантией для идущего следом. Сложен и опасен двойной обгон. При нем значительно ограничивается зона видимости, в 2-2,5 раза увеличиваются путь и время маневра. Второй обгоняющий автомобиль занимает всю полосу проезжей части, и разъезд со встречным автомобилем становится невозможным.
Поэтому, водителю необходимо взять за правило следующее:
а) как бы Вы не спешили, ни в коем случае нельзя совершать обгон с правой стороны по обочине, даже если она свободна от машин и людей и хорошо просматривается. Очень часто ямы, выбоины и посторонние предметы становятся причиной изменения направления движения, столкновения с обгоняемым автомобилем и «вытеснением» его на полосу встречного движения;
б) дорожный знак «Обгон запрещен» и «сплошная» линия разметки присутствуют на дороге неспроста. В этих случаях совершать обгон опасно, откажитесь от маневра;
в) не рискуйте идти на обгон, если ограничена видимость, например, из-за подъема, сильного дождя, снега или тумана. Следует также помнить, что при обгоне или встречном разъезде за транспортным средством образуется шлейф водяной пыли с грязью, которая, оседая на лобовом стекле, ухудшает видимость, и несколько секунд приходится двигаться «вслепую».
Помните, выполнение всех требований, правил и рекомендаций по обгону, применение правильных приемов и способов вождения, позволит безопасно для себя и других выполнять этот сложный маневр.
Кроме того, с наступлением осенне-зимнего сезона ухудшаются погодные и дорожные условия, сокращается световой день. Дождь, заморозки и первый снег – условия для образования на проезжей части дороги гололеда. Неготовность некоторых водителей и транспорта к этому периоду года становится основной причиной дорожно-транспортных происшествий. Водители недооценивают роль технического состояния автомашин в безопасности движения и, как закономерность, с наступлением холодов возникают проблемы с эксплуатацией транспортных средств. На оживленных автодорогах при скользком покрытии даже незначительные технеисправности приводят к непоправимым последствиям.
Например, неисправная топливная система – это внезапный отказ двигателя в пути, на перекрестках или ж/д переездах – несет опасность столкновений. «Нерабочие» лампы приборов освещения, стеклоочистители и разрегулированный свет фар – причины-условия наездов на пешеходов и препятствия. Чрезмерный износ шин – это съезды в кювет, встречные столкновения и опрокидывания, ну а отказ тормозной системы может привести к любому из вышеперечисленных дорожно-транспортных происшествий.
Необходимо помнить, что сейчас, при сложившейся нестабильности погодных условий, особую опасность представляют гололедица и туман. Поэтому рекомендуем водителям при движении правильно оценивать обстановку, выбирать безопасную скорость, постоянно проявлять осторожность и повышенное внимание.
Геннадий Сеськов,
инспектор ДПС ОГАИ
Вилейского РОВД








