О том, как противостоять кибермошенникам, представителям региональных СМИ рассказали 13 апреля в УВД Миноблисполкома.
На повестке дня был вопрос противодействия и профилактики преступлений, совершаемых с использованием интернет-ресурсов. Основные акценты – на компьютерную безопасность и сваттинг, хищение с использованием компьютерной техники, безопасные покупки в интернете, мошенничество «Алло, мама!».
В современном мире тема цифровой безопасности актуальна и непосредственно связана с мошенничеством. Именно поэтому спикерами были начальник управления уголовного розыска УВД Миноблисполкома Валерий Волосюк, начальник управления по противодействию киберпреступности УВД Александр Грицук и заместитель начальника управления по противодействию киберпреступности УВД Миноблисполкома Николай Ковалев.
– Мы стали зависимы от цифровых технологий, они с нами повсюду. Интернет проник во все сферы нашей деятельности. Безусловно, наши неосмотрительность и халатное отношение к цифровой безопасности делают нас более уязвимыми в сети, чем пользуются мошенники, которые пытаются завладеть нашими данными и средствами. Основными проблемами в сети являются безопасность, кражи личных данных, кибермошенничество и сваттинг, – рассказал Александр Грицук.
Немного статистики
В Беларуси 85% жителей – интернет-пользователи. В последние годы растет количество киберпреступлений и мошенничеств в интернете, о чем свидетельствует анализ криминогенной ситуации в Минской области. Если в 2017 году было совершено 396 таких преступлений, то по итогу 2022 года – 1922 подобных случая. Пик киберпреступлений пришел на период пандемии. Его удалось снизить, в том числе профилактическими методами. На сегодня небольшой рост киберпреступности остается. Основная часть преступлений – фишинг, вишинг, кибермошенничество, звонки от лица сотрудников банков и правоохранительных органов. На втором месте – DOSатаки на сайты предприятий, взлом их серверов, учетных данных социальных сетей, мессенджеров. Третье место в структуре киберпреступности занимает сваттинг – ложные сообщения о преступлении или террористической деятельности для привлечения силовых структур.
Объектами кибератак становятся интернет-ресурсы, локальные сети и базы данных государственных и коммерческих организаций. Это паспортные и личные данные пользователей, пароли, банковские счета и тому подобное. В последнее время распространены атаки в мессенджерах – вайбере, телеграм – с целью завладеть аккаунтами и использовать их для преступных целей, подчеркнул начальник управления по противодействию киберпреступности УВД.
Заместитель начальника управления по противодействию киберпреступности УВД Минского облисполкома Николай Ковалев подробно рассказал о способах хищений путем модификации компьютерной информации:
– Каждое пятое преступление, которое совершается на территории Беларуси, относится к эпизодам хищения денежных средств посредством вишинга либо фишинга.
В чем их отличия? Телефонное мошенничество, когда злоумышленники, используя телефонную связь, под разными предлогами выманивают у хозяина платежной карты конфиденциальную информацию, называется вишинг. А под фишингом подразумевается интернет-мошенничество, когда преступник создает имитацию официальных сайтов. По запросу в браузере пользователь переходит на поддельную страницу, где его просят ввести логин и пароль от личного кабинета. Тем самым предоставляя злоумышленникам доступ к своему карт-счету, с которого в последствии похищаются денежные средства.
– Надо понимать, что с вами общаются подготовленные люди, которые уже обвели вокруг пальца не одну сотню жертв. Необходимо подобный разговор прекратить, не идти на поводу мошенников. Обращаю внимание, что звонки поступают в мессенджеры — Viber, WhatsApp. А сотрудники банка, правоохранительных органов никогда не звонят в мессенджерах. Как правило, используют услуги операторов мобильной связи, стационарный телефон, в крайнем случае – высылают повестку. Самый надежный способ не стать жертвой кибермошенников – перепроверить информацию. Перезвоните в круглосуточную службу поддержки банка, номер которого есть на обороте вашей карты, позвоните родственнику, который «попал» в беду, – пояснил Николай Ковалев.
Цифровая безопасность начинается с нас самих, отметили правоохранители. Ни в коем случае и никому не сообщайте личные данные, реквизиты банковских карт, логины, пароли, данные карты кодов, коды авторизаций, не переходите по неизвестным ссылкам, не открывайте вложения в подозрительных сообщениях в социальных сетях, электронной почте во избежание заражения вашего устройства вирусом. Перепроверяйте информацию, которую якобы представляет собеседник, позвонив в контакт-центр организации.
– 90% мошенничеств совершается в интернете, – подчеркнул начальник управления уголовного розыска криминальной милиции УВД Миноблисполкома Валерий Волосюк. – Несмотря на профилактическую работу с населением, люди по-прежнему ведутся на звонки от незнакомцев. Наиболее распространенные способы мошенничества – «Алло, мама!», звонки от лжебанкиров и приобретение товаров на торговых площадках социальных сетей. Жертвами становится наиболее уязвимая и впечатлительная категория граждан – люди пожилого возраста. За первый квартал текущего года количество таких преступлений заметно снизилось по сравнению с 2022 годом. Но периодически случаются атаки в тех или иных регионах, например, Борисовский, Дзержинский, Минский районы. Часть людей попадает в такие ситуации и передает мошенникам деньги. Есть и положительные примеры, когда люди проявляют бдительность и своевременно информируют правоохранительные органы о том, что в гости с минуту на минуту заедет курьер.
– Универсального способа обезопасить себя не будет. Все сомнительное нужно подвергать изучению и перепроверке. Прежде чем перечислить деньги, перейти по ссылке и так далее. Нужно выяснить и разобраться, – добавил Валерий Волосюк.
Елизавета ТИКОТО