Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Если ребёнок не хочет идти в детский сад

Для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. До садика все дети, так или иначе, привыкли к определенному устоявшемуся режиму дня (или – увы! – его отсутствию), стилю отношений в семье и занимают собственную позицию в этих отношениях. Можно отметить некоторые закономерности, про которые необходимо знать и учитывать при поступлении ребенка в детский сад. Во-первых, до 2-3 лет потребность общения со сверстниками у ребенка еще не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре и образец для подражания.

Поэтому нормальный ребенок в силу привязанности к матери не может быстро адаптироваться к яслям, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет могут испытывать страх перед незнакомыми людьми и ситуациями общения, что и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
По наблюдениям средний срок адаптации в норме составляет:
– в яслях – 7-10 дней;
– в детском саду в 3 года – 2-3 недели;
– в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматичным темпераментом: они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Советы по адаптации к детскому саду:
д Наиболее благоприятный возраст – между 3 и 5 годами.
д Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения, легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она не старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.
д Узнайте заранее все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим ребенка заранее, пока он находится дома.
д Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, – примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, – поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе – подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему – «ах, он такой домашний, ему будет так тяжело без мамы, он будет болеть». Вот если ребенок изо дня в день это слышит, ему действительно будет там плохо.
д Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
д Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, а в воспитателях и детях. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик.
д Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
Естественно нужно соблюдать определенные приемы адаптации в детском саду. Первые дни лучше водить ребенка буквально на несколько часов – просто поиграть с другими детьми, затем оставить до обеда, еще день дать ему возможность поспать после обеда. Если все нормально – смело оставляйте ребенка на полный день. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания – чмокнуть в щечку и помахать ручкой, и не менее важно – свой ритуал встречи.
Но, по большому счету, эти проблемы волновать должны родителей. Самого же малыша больше всего беспокоит то, что мама уходит, а он остается один. Поэтому постарайтесь приучить ребенка к мысли, что и мама, и папа ходят на работу и малыш тоже должен ходить на свою работу в детский сад, а вечером все вновь собираются дома, и никто не чувствует себя брошенным и одиноким.
Советов может быть и больше. Есть на этот счёт специальная литература. Но каждый ребёнок индивидуален. Потому во многом полагайтесь на свою родительскую интуицию.
Андрей ЧЕРНЯВСКИЙ,
психолог УЗ «Вилейская ЦРБ»

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 184 queries