Ранен 26 апреля 1945 года – красноречивая запись в военном билете Иосифа Моложавого. До Великой Победы оставались считанные дни. И весьма благосклонной оказалась судьба к молодому солдату. Он и воинскую присягу то принял в августе 1944-ого. Хотя и до этого уже воевал. В партизанском отряде «Шторм», что дислоцировался в Воложинском районе. Иосиф Устинович и сам родом с Воложинщины. Ему было всего 15 лет, когда началась война. Жил с братом и сестрой. Родители умерли рано. Сиротство – это всегда грустно. Даже взрослым, прочно обосновавшимся в жизни людям, тяжело терять своих близких. Что тогда говорить о детях, взросление которых тоже пришлось не на самые лучшие исторические времена. В маленькую деревеньку Дубовцы иногда наведывались партизаны. Им, лесным бойцам, нужен был контакт с местным населением. И люди не отказывали им в помощи. Снабжали, насколько могли, продуктами, одеждой, а главное – весьма полезной информацией о планах оккупационных войск. Но среди нескольких десятков патриотов всегда найдётся предатель. Так было ещё в незапамятные библейские времена. Так есть и, наверно, так будет.
Вот и жителей Дубовцов предали. И в один страшный день на деревню нагрянули каратели. Кто был настороже – успели спрятаться в лесу. Менее мобильные – старики, женщины с детьми, заживо сгорели в охваченных пламенем избах. Иосиф со старшим братом Иваном попали к партизанам. Подростков жалели, на железку не посылали, от фашистских пуль, несмотря на тяжёлое блокадное время, старались уберегать. А потом пришли наши войска, чёрным клубком катилась на запад фашистская армия.
Они с братом вместе принимали присягу. Иосиф Устинович помнит, как всё более усиливающийся ветер трепал знамя полка, а вокруг свистели пули.
– Дали шинельку, сапоги, трёхлинейку – и я, солдат, – грустно улыбается мой собеседник.
Пехотный полк, в котором Иосиф воевал стрелком, стоял на передовой. Иван ушёл в разведку. Так судьба навсегда разделила братьев. Сообщение о гибели родного человека Иосиф получил уже после войны. В составе второго Белорусского фронта он воевал на землях Польши и Германии. Окопавшись на передней линии, подразделение, где он служил, отбило вражескую атаку. И все, кто выжил, за удачно проведённую операцию были награждены орденами Славы III степени, среди них – Иосиф Моложавый.
А потом ему пришлось участвовать в форсировании Одера. Это была часть Берлинской стратегической наступательной операции, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную и Вторую мировую войну в Европе. Причастен к этой операции и наш земляк Иосиф Моложавый.
Был апрель 1945-ого. Шли ожесточённые бои. Их подробности с памяти Иосифа Устиновича стёрло время. Плотный, прицельный огонь вражеской артиллерии по переправе, эйфория наступления, когда уходит страх смерти, когда собственное «я» растворяется в охваченном огневым вихрем пространстве, – это всё, что чётко запечатлело сознание. Уже по ту сторону Одера подкараулила шальная пуля. За эту операцию Иосиф Моложавый был награждён медалью «За отвагу». И теперь в самые торжественные дни одевает на выходной пиджак свои фронтовые и юбилейные награды.
Одел он их и на встречу с районной властью, организованной по случаю вручения ещё одной медали – «70 лет освобождения Беларуси». Там мы и познакомились.
…После войны Иосиф Устинович ещё пять лет прослужил в Советской Армии. После увольнения в запас закончил в Могилёве пожарную школу и был направлен для прохождения службы в Вилейку. Здесь получил жильё, женился. Родились дети. Супруги Моложавые проживают теперь в доме на площади Свободы, там, где некогда размещалась пожарная часть. Перед глазами всегда – памятник воинам-освободителям, символ бесчисленных потерь, от которых и нашего героя не уберегла судьба.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото Виктории АПЕТЁНОК










