Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Элита для села, или Свой взгляд на некоторые проблемы закрепления молодых специалистов АПК

В пору, как принято говорить, своего босоногого детства я мечтала стать ветеринаром. Как наша соседка, тётя Кристина. К ней весьма уважительно относились в деревне. Безотказная, с располагающей улыбкой, ветфельдшер по первому зову бежала на помощь. А в те времена крестьянские подворья ещё кишели разноликой живностью. Пищали новорожденные поросята. Мужских особей Кристина искуссно и в одночасье лишала их природного естества. Помогала произвести на свет потомство уставшим от напряжения и пугающей неизвестности первотёлкам… Крестьянские дети – мы сызмальства постигали физиологическую суть отношений полов в окружающем живом мире. И родители не напрягались, сочиняя для нас сказки про живородящую капусту или нестандартных аистов, по кругу раздающих младенцев…

Ветеринаром я не стала, но до сих пор сохраняю уважение к людям, которые, по словам академика Ивана Павлова, лечат всё человечество. Анализирую и не могу понять, на каком историческом витке нашего развития, стал падать престиж профессий, очень уважаемых на селе? Ветеринара, агронома, зоотехника… И какие причины общественного, социального, мирового или локального характера побудили к этому падению? Начнём с общественных. Воронка индустриализации, вызванной необходимостью быстрого наращивания в стране валового внутреннего продукта,исподволь, а потом всё более активно, стала засасывать деревню. Город привлекал молодёжь внешним антуражем, наличием свободного времени. Им можно было пользоваться по своему разумению. А ведь время – это самое уязвимое место в социальном статусе сельского жителя. Его или нет, или отсутствуют возможности для качественной и интересной организации досуга.
Год назад, может быть, несколько больше, мне пришлось говорить с весьма приятным молодым человеком, агрономом, который, как он сам признался, после учёбы отрабатывает «срок». Не буду называть сельхозпредприятие. Потому как история весьма типичная для многих.
– Что тебя не устраивает? – перевожу разговор на бытовые рельсы. – Жильё есть. Зарплата нормальная. Да и уважают тебя здесь, ценят…
– А у человека могут быть другие интересы? Ну, с девушкой, например, куда-то сходить да и пообщаться с теми, кто тебя понимает.
В дальнейшем разговоре юноша признался, что увлекается философией, что заочно поступил в профильный вуз. Наверно, наш диалог проходил в разных плоскостях, поскольку бытовая устроенность – это не главное, что нынче желает для себя иметь молодой специалист. Она – как необходимый и сам собой разумеющийся, но отнюдь не определяющий комфорт его мироощущения фактор.
И управление сельского хозяйства, и отдел оргкадровой работы райисполкома постоянно занимаются организацией целевого направления в вузы учащейся молодёжи. В том числе, и в те, которые ведут подготовку специалистов для села. Вот и в прошлом выпуске районки помещена соответствующая информация, представленная райсельхозпродом. Но дефицит кадров на селе, особенно специалистов, ощутим. Вот цифры, характеризующие динамику их закрепления, по сути, на первом рабочем месте. В 2011 году от прибывших в сельхозпредприятия молодых специалистов с высшим образованием остались работать 44 процента, в 2012 – 66,7, а в среднем за четыре последних года – половина. И это, не взирая на льготы, которые практически всем им были предоставлены: дополнительные оплачиваемые отпуски, льготные кредиты на приобретение домашнего имущества и товаров первой необходимости, выделение жилья, возмещение расходов по его найму, предоставление комнат в общежитиях… Указом №353 Президента Беларуси от 12 августа прошлого года установлены доплаты молодым специалистам, работающим в агропромышленном комплексе: в течение двух лет – ежемесячные, в двукратном размере тарифной ставки первого разряда. Заинтересованные за получением более подробной информации могут обратиться к вышеназванному законодательному акту. Впрочем, статистику тоже можно трактовать по-разному. Смотря, какая цифирь является отправной точкой для этого толкования. Если половина, как мы убедились, людей, сделавших жизненный выбор, в нём утвердились, значит, позитивный смысл этой информации очевиден.
Но мы опять же говорим о материальной стороне вопроса. А ведь его нравственный, моральный аспект никаким законом не регламентируешь.
В трудовой коллектив молодой человек приходит чаще всего с ностальгическим настроением. Ещё живы в памяти студенческие тусовки, общение в кругу единомышленников, альтруизм и бескорыстие, царящие в общежитиях. Там действительно «вокруг всё общее, а значит, – и моё…» На новом месте самодостаточная в бывшей среде личность часто погружается в своего рода пространственный и духовный вакуум. Друзья – в прошлом – и самые откровенные «эсэмэски», отправленные и полученные по мобильной связи, не заменят радости и полноты живого общения. Правильно поступают те руководители, которые при своей колоссальной занятости всё ж удосуживаются найти время для разговора с проходящим адаптацию новичком. И не только на производственные темы. Наверно, это хорошо, что практически каждое сельхозпредприятие имеет возможность предоставить вновь прибывшему жильё усадебного типа. Но в таком доме хорошо селиться с семьёй. Может быть, пока человек адаптируется к среде, более комфортным для него приютом будет общежитие. С общей кухней, общим на всех чайником, – с минимумом бытовых удобств, но максимумом личных контактов. Кстати, в некоторых сельхозорганизациях района существует подобная практика. Например, в филиале «Бубны» УП «Мингаз». Солидарны со мной в этом мнении и многие из тех, кто, как говорится, – в теме.
Наличествующая в селе инфраструктура, к сожалению, постепенно оскудевает. Где-то, за отсутствием читателей, закрываются библиотеки, упорядочивается, по причине уменьшения народонаселения, система медицинской помощи, образования. Утончаются и высыхают родники, питающие социальные корни деревни. Но это уже отдельная тема, которая требует своих исследователей. Но существующая проблема отнюдь не создаёт позитивное настроение у новоиспечённого сельчанина.
Миграционным процессам на селе способствует в одинаковой мере как приток, так и отток молодых специалистов. В двух словах: сколько их уезжает после отработки положенных законодательством двух лет, столько же потом приезжает. Места заполняются, благодаря той работе, которая, как мы убедились, проводится по подготовке специалистов-целевиков. Но постоянная их востребованность сохраняется. Могу предположить, что трудно расставаться с тем, кто вдобавок полученным знаниям уже приобрёл толику практического опыта. Ведь вновь пришедший опять же начинает с нуля. Потому слышишь иногда от руководителей сетования на несостоятельность прибывших в хозяйство специалистов, несовершенство вузовской или сузовской подготовки.
Что тут сказать? Диплом об образовании – высшем или среднем специальном – никогда не выступает гарантом нашей состоятельности. С него она только начинается. Подтверждение вышесказанного ищу, как говорится, в информации с мест.
Относительно закрепления кадров в филиале “Юник-Агро” рассуждаем с председателем Ильянского сельисполкома Николаем Русаком. Конечно же, главные объекты инфраструктуры в хозяйстве отсутствуют. Нет школы, детского сада, амбулатории, комплексного приёмного пункта… Но всё это наличествует в соседнем агрогородке Матьковцы, принадлежащем, однако, уже унитарному предприятию «Стайки» и теоретически может быть использовано для нужд работников «Юник-агро». Конечно, я не в контексте измышлений пролетарски настроенного булгаковского героя, который предлагал «Взять всё, да и поделить». Ведь агрогородок – это отнюдь не обособленный сельский мегаполис, а обустроенный на государственные деньги центр материальной и духовной культуры определённого региона. И развивать эти центры необходимо разнопланово, поддерживая созданные там живые очаги улучшенной бытовой комфортности, предполагающие наличие соответствующих коммуникативных связей. Ведь именно на их отсутствие сетовал мой молодой собеседник, диалог с которым приведён в начале этого материала. Хотя при желании контакты тоже можно наладить. Смею об этом сказать моему юному другу после знакомства с обширной программой мероприятий, которые организует наш районный комитет БРСМ совместно с отделом идеологической работы, культуры и по делам молодёжи райисполкома. Есть стремление к совместному времяпрепровождению, то есть организации досуга в праздничные дни. Да вот и в только что состоявшемся туристском слёте, по свидетельству первого секретаря райкома БРСМ Ольги Мицкевич, участвовали молодые специалисты из села. Одним словом, порочна тенденция к одностороннему движению. Оно всегда должно быть встречным. Лишь тогда магистраль человеческих отношений наполняется жизнью, бытие обретает смысл и полноценность.
Именно в эти дни выпускная молодёжь определяется в своём жизненном выборе. Не сомневаюсь, что кто-то пойдёт и в сельскохозяйственный вуз. Или колледж. И за автора этих строк реализует несбывшуюся мечту его розового детства. Моя журналистская профессия в отдельных случаях предполагает констатацию человеческой самодостаточности. Отрадно, что весьма часто мне удаётся находить объекты для реализации этой задачи. И на селе тоже.
Во время рабочей поездки в Белыничский район Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал активизировать работу по формированию резерва руководящих кадров. Напряжёнка в кадровом вопросе существует и у нас, на Вилейщине. Но прежде чем говорить о кандидатах на замещение вакантных руководящих должностей, мы обращаемся к кадрам среднего звена. Из них затем исподволь и начинается формироваться кадровая элита.
Мария КУЗОВКИНА.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 183 queries