Диалог с общественностью по вопросам изменений и дополнений Основного закона идет очень активно, люди проявляют высокий интерес к конституционному реформированию. Об этом заявил Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко сегодня на совещании у Главы государства по итогам всенародного обсуждения проекта изменений Конституции, передает корреспондент БЕЛТА.
«Диалог с общественностью идет очень активно. Люди проявляют высокий интерес к конституционному реформированию. Уже поступило свыше 7 тыс. откликов, из них большинство содержит конкретные предложения разного уровня», – сказал Глава Администрации.
По его словам, из откликов граждан, трудовых коллективов, организаций, общественных объединений следует, что вошедшие в текст проекта наработки Конституционной комиссии и рабочей группы в целом поддерживаются и принимаются населением. «Ряд замечаний носит бытовой характер, некоторые инициативы обусловлены поверхностным ознакомлением с текстом изменений или недостаточными юридическими знаниями. По отдельным позициям имеют место отзывы критического характера, которые не могут быть учтены», – отметил Глава Администрации Президента. Например, предлагалось исключить положение о ВНС, выстроить в стране парламентскую республику, считать государственным языком только белорусский, ввести 30-часовую рабочую неделю и так далее.
«Однако получен большой массив обстоятельных предложений, которые мы детально изучили. По итогам анализа проведена доработка текста, проведено совещание с членами рабочей группы и частью Конституционной комиссии», – сказал он.
Игорь Сергеенко во время совещания упомянул о многих предложениях, поступивших в период всенародного обсуждения, которые были учтены в проекте Конституции.
Например, люди предлагали более подробно прописать в Конституции вопросы, касающиеся государственных символов. «Поэтому в ст. 19 установлено, что описание и порядок использования госсимволов определяются законом. Кроме этого, в ст. 52 введена обязанность граждан уважать государственные символы», – отметил он.
Также расширен перечень лиц, присутствующих при принесении присяги Президента, – в него дополнительно включены члены президиума ВНС.
Исходя из сложившейся практики конкретизированы полномочия Президента: предусмотрено право лишать государственных наград, классных чинов и званий, закреплено право назначать и освобождать от должности послов (в действующей редакции говорится о назначении и отзыве всех дипломатических представителей).
Что касается Всебелорусского собрания, то к полномочиям ВНС отнесено установление государственных праздников и праздничных дней. В положениях о формировании ВНС дополнительно уточнено, что менее половины собрания (это 600 человек) должны составлять представители местных советов депутатов и гражданского общества. «Это повышает прозрачность образования данного органа», – пояснил Игорь Сергеенко.
По его словам, во взаимодействии с Верховным и Конституционным судами урегулирован порядок назначения заместителей председателей этих органов. «Указанные должностные лица, как и председатели соответствующих судов и другие судьи, будут избираться ВНС», – уточнил Глава Администрации Президента.
По предложению Конституционного суда специально регламентирован ряд процессуальных вопросов: о приостановлении сроков подписания внесенных Президенту законов в случае их направления на проверку конституционности, о сроке даче КС заключения по вопросу нарушения Президентом либо парламентом Конституции (две недели со дня поступления соответствующего запроса).
Кроме того, предусмотрено вступление в силу изменений Конституции не сразу, а через 10 дней после их опубликования. «Такой подход позволит в дальнейшем избежать споров по моменту вступления в силу корректировок, которые затрагивают права и свободы граждан», – продолжил Игорь Сергеенко.
«В общей сложности с учетом поступивших предложений откорректировано более 30 статей. Всего к настоящему моменту по сравнению с действующей Конституцией правится уже 83 статьи, 2 исключается, появляется 11 новых», – сообщил Игорь Сергеенко. Он добавил, что ряд рациональных предложений, поступивших от участников обсуждения, в дальнейшем может найти отражение и развитие в законах и подзаконных актах.
БелТА