Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Чернику выгодно было сдать, а клюкву – продать. На рынке

Мы приценились к ягодам в базарный день и поговорили с женщинами, которые таким образом подрабатывают.
Пятилитровые ведерки в четверг на рынке продавали по 18-19 рублей, трехлитровые – по 11. Продавцов в четверг было семеро, предложение большое, а вот спроса не было. Пока мы разговаривали с женщинами, за клюквой не обратился никто.

Галина Вишневскач: хороша ягодка.
Фото Ирины ТРУБАЧ

 

 

– Вы знаете, что есть много сортов клюквы?— с увлечение рассказывает Наталья. – Я как-то ехала в автобусе с сотрудниками экспедиции, изучавшими клюкву, произрастающую в наших, вилейских, болотах. Мы разговорились. Так они мне сообщили, что у нас здесь около десяти сортов клюквы. Да я и сама про сорта знаю, замечала, какая разная ягода. Вы присмотритесь к клюковке – есть круглая, есть продолговатая, бочонком, есть
в виде груши, есть темнокрасная, а есть зрелая, но с менее насыщенным красным цветом.

Александр Рогач: клюквы принял немного.
Фото А. РОГАЧА

 

– Ну да, можно и не продать вовсе. Тогда несем домой, кто в погребе, кто в холодильнике, а кто просто рассыпает тонким слоем на ткань и в прохладном месте хранит. Клюква – ягода терпеливая, долго хранится. Но долго не храним – как правило, клюкву продаем сразу, – рассказывает Наталья.
Сбор лесных даров для нее, как и для всех, кто в «сидит» летом и осенью в лесу, способ подработать. «Если хочешь получить, потрудись, просто ничего не дается», – объясняет свою позицию Наталья. А потрудиться действительно приходится. Это только с виду кажется, что ягода крупная, собирается быстро. А на деле другое.
– Я на порсянское болото не хожу – там вся Вилейка. Мне болото возле Поповцев нравится, урочище Дубок, как называют местные. Но туда не дойдешь – 27 километров в одну сторону, значит, надо ехать. То есть ты зависим от транспорта. А еще машину заправить надо. Арифметика такая – 36-38 рублей за десятилитровое ведро, минус бензин – это около 10 рублей. Так что не так уж много и остается. Но мы кооперируемся с родственниками, соседями, так выгоднее получается, – рассказывает Наталья.
Ее даже в качестве проводника берут – за годы, что собирает клюкву, она прекрасно изучила местность.
– А мне и хорошо, если кто-то пригласит поехать. Еду, всем показываю, где собирать, где войти, где выйти. Клюквы всем хватит, – говорит женщина.
А собирать трудно: десятилитровое ведро Наталья собирает за пять часов. Потом еще выйти и вынести собранное.
– С начала сезона, конечно, быстрее было – ягоды больше было. По 12-15 машин стояли возле леса, где мы собирали. Сейчас уже меньше приезжают – повыбирали. Приходится почти что искать ягодки, раскрывая траву, мох. Поэтому так медленно и получается.
По моей просьбе женщина подсчитала: в этом году вместе с мужем уже набрала больше 20 пятилитровых ведер клюквы. И не останавливается на достигнутом. В прошлый год она собирала даже после первых заморозков – и какая же вкусная именно эта клюква, перетертая с сахаром!
Галина Вишневская, которая с Натальей вместе продает клюкву, собирает на болоте возле Порсы, где «вся Вилейка». Раз шесть уже ездила. Галина Михайловна заметила, что люди хотят купить не только пятилитровыми ведрами (десятилитровыми не предлагал никто), но и меньшей расфасовкой. Она продает еще и трехлитровым ведерком.
– И литрами продаем, а что? Приходят пожилые люди, хотят купить, хотя бы «на капусту». Они бы и больше взяли, но на пенсию не разгонишься, – рассказывает Вишневская.
Женщины сходятся в одном: чернику выгоднее было сдавать, а клюкву продавать.
– Не знаете, почему такие закупочные цены на клюкву низкие – 3 рубля? – спрашивают они у меня.
Я не знаю, и поэтому решила спросить у человека, который почти тридцать лет занимается приемом лесных даров. Александр Рогач из Ижа впервые принял ягоды в 1991 году. С тех пор многое изменилось.
– Когда я начинал, еще времена бартера были. Люди сдавали ягоды и грибы в обмен на сахар, макароны, другую бакалею. Это потом уже на деньги только перешли. И объемы были не чета сегодняшним. По 50 тонн черники принимал, по 10 тонн – лисичек. Для сравнения в этом году я принял 3 тонны. И, кстати, чернику приносят до сих пор. Обычно к этому времени черника уже не того качества: мягкая, вялая, а в этом году ягода нормальная ,вот и берем.
– А почему у Вас так упали объемы приема?
– Конкуренция, конечно. Я тогда один был, кто принимал, райпо не в счет. А сейчас в Иже три стационарных точки. Еще двое приемщиков систематически сюда заезжают. Я работаю с фирмой, которая занимается заготовкой черники, из Лиды. Алгоритм такой – я принимаю, накапливаю, они приезжают и своим транспортом увозят. Они же платят сбор с заготовителей.
– Конкуренция большая, а Ваш личный доход от этой деятельности зависит от собранных объемов. Есть рецепт, как выжить в конкурентной гонке?
– Люди – большие консерваторы. Поэтому они, если уж тебе принесли в первый раз, большая вероятность, что и дальше будут ходить именно к тебе. Цены у нас почти одинаковые. Я заметил, кто первый начинает, тот и выигрывает. Этому правилу и стараюсь следовать. Ну и почти тридцатилетняя занятость в этой сфере тоже бонус – люди знают, что я занимаюсь сбором.
– В начале сезона мне рассказывал Ваш коллега из Вилейки, что есть опасения относительно того, как сложится ситуация с закупкой. Были основания думать, что заготовкой вообще не будут заниматься – дескать, из-за пандемии COVID-19 будут сложности с отгрузкой за границу? Но вроде сезон состоялся?
– Действительно, лисичка просела. В начале сезона не было четкого понимания, как сложится ситуация. Цена была невысокой, да и лисички в этом году было мало. Относительно черники, возможно, и были сомнения. Полагаю, европейские партнеры белорусских фирм-заготовителей дали сигнал, что готовы потребить ягоду в объемах не меньше прежних. Поэтому- то белорусские фирмы и начали заполнять свои хранилища. Чернику ведь морозят, а значит, период ее реализации растягивается. Следовательно, можно ожидать, что ее удастся продать без потерь.
А вот бруснику и клюкву реализуют в Беларуси. Их не морозят – теряется качество, а сразу реализуют белорусским перерабатывающим заводам. Клюквы в этом году предложение большое, значит, цена низкая. Это ответ на Ваш вопрос.
Естественно, людям выгоднее продавать клюкву на рынке или собирать на заказ. Я принимаю по три рубля за килограмм. Полное десятилитровое ведро – примерно семь килограммов. Итого – 21 рубль. А на рынке ведро стоит в два раза дороже.
– А как для Вас лично сложился сезон?
– Не лучший – это точно. В минувшем году черники было 10 тонн, в этом – 3. Клюквы и брусники из-за погодных особенностей этого года было немного. Могу отметить, что в этом году впервые принимал боровики. Цена была хорошая – 7,7 рубля. Люди сдали около 900 килограммов. Но сейчас боровики не беру – стали червивые. Грибы эти не экспортируют, их перерабатывают – сушат и маринуют – здесь в Беларуси.
Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 70 queries