Информационная война вышла на новый уровень цинизма: дикие фейки плодятся со скоростью геометрической прогрессии, а соцсети проводят политику настоящего этноцида.
Происходящее сегодня в информационном пространстве называют по-разному — появляются понятия «медиагеноцид», «информационный терроризм» и даже «Первая мировая информационная война». Соцсети, ставящие некогда целью объединять людей, открыто пропагандируют ненависть, насилие по национальному признаку, активно участвуют в распространении фейковой информации. Президент Беларуси, не единожды акцентируя внимание на элементах современной гибридной войны, отмечал противостояние, развернутое в информационном поле. Наша страна в полной мере ощутила это в 2020-м. И когда Александр Лукашенко говорит о том, что нас качали и будут качать дальше, имеются в виду не только экономические санкции и ограничения. Информационная безопасность сейчас выходит едва ли не на первое место.
Больше перцу, больше жару…
Использование фейков, полуправды и откровенной дезинформации как информационный элемент многоплановой гибридной войны было активно задействовано в отношении нашей страны еще с начала выборного 2020-го.
Председатель правления Белорусского союза журналистов (БСЖ) Андрей Кривошеев отмечает, что Беларусь на протяжении многих лет сталкивалась не просто с разовыми акциями по внедрению фейк-ньюз и откровенной лжи в наше сознание. Эта политика западными партнерами и Украиной проводилась довольно последовательно:
— Очередной вал лживой информации, вмешательства в наши внутриполитические дела и дискуссии в информационном поле возникали под каждую общественно-политическую кампанию. Причем делалось это на системном уровне даже на территории Беларуси: создавался, выражаясь молодежным языком, «вентилятор» — сеть некоммерческих организаций, которые маскировались под СМИ, но работали с донорскими структурами.
По словам эксперта, их главная функция была в том, чтобы любой фейк, созданный в том или ином штабе информационно-психологических спецопераций (будь то Польша, Чехия, Украина, страны Балтии), подхватить и максимально распространить на белорусскую аудиторию по всем возможным каналам.
— Ситуация сегодняшнего дня отличается тем, что если раньше кроме фейков для привлечения аудитории появлялась более-менее объективная и взвешенная информация, а откровенная ложь и пропаганда составляли 20—25 процентов, то ныне большинство этих центров перешли на 100-процентную поставку абсолютно лживого и фальшивого контента для белорусской и российской аудитории, — подчеркивает Андрей Кривошеев.
Причем агрессивность этой информации, попытка эмоционально накрутить белорусов, возгонка ненависти, в том числе по этническому, расовому, религиозному принципу, просто зашкаливают.
Еще одним способом ведения информационной войны стало неприкрытое участие в этой деятельности крупных соцсетей, хостингов американских компаний.
— Сегодня главный инструмент белорусской журналистики и лидеров общественного мнения — развенчание фейков, донесение максимально объективной, понятной и прозрачной информации. При этом особый вызов — для региональных СМИ, ведь крупные республиканские редакции, сосредоточенные в Минске, порой не могут оперативно опровергнуть тот или иной фейк. Мы все находимся на линии информационного фронта и отдавать свою аудиторию, позволять разрушать общественное сознание белорусов фейковой информацией не имеем права. Это наша работа, наша миссия и наш журналистский долг.
Когда у кого-то бомбит невероятно…
Но даже на фоне вышесказанного начало российской спецоперации в Украине оказалось сродни прорыву плотины: на информационное и общественное пространство Беларуси обрушилась лавина фейков. Сотни и тысячи снимков и видеороликов прошлых лет из разных стран «обрели второе дыхание» и стали выдаваться экстремистскими телеграм-каналами за актуальные и отражающие происходящее в Украине.
Липовые повестки о призыве заполнили почтовые ящики многих белорусов, в соцсети хлынула таргетированная и зачастую провокационная реклама. Развернулся многогранный психологический прессинг белорусских матерей посредством фейков об участии белорусских военнослужащих в спецоперации Вооруженных сил России.
Причем фейкометчиками оказались даже официальные украинские структуры: на прошлой неделе пресс-служба командования воздушных сил Украины озвучила чушь про российские самолеты, которые «нанесли авиаудар по белорусскому населенному пункту Копани, чтобы втянуть армию Республики Беларусь в войну с Украиной». Также отличился секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. По его «неопровержимым» сведениям, белорусских военных хотят одеть в форму Вооруженных сил РФ. А всех несогласных «уговаривают» ФСБ и спецслужбы, которые находятся на территории Беларуси.
Белорусский парламентарий, член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Сергей Клишевич отмечает, что в отношении действий западных компаний против Беларуси можно выделить несколько основных направлений:
— Первое и ключевое — это попытки сбора информации через источники, которые они наработали с момента массовых протестов.
Но цена ошибки очень высока — в ряде случаев такая деятельность будет иметь признаки статьи 356 УК РБ «Измена государству» либо 360 УК РБ «Диверсия». Думаю, граждане это понимают, шутки кончились.
Второе направление, продолжает депутат, — это попытки сформировать общественное мнение для иностранной аудитории, якобы белорусы считают Россию агрессором. Для этого активно привлекается диаспора за рубежом, идут попытки формировать правительство в изгнании, а также подсвечивать «белорусские» незаконные вооруженные формирования в Украине.
— Третье направление — это чисто военная спецпропаганда, такая как рассылка поддельных повесток, призывы к белорусским солдатам переходить украинскую границу и к матерям искать сыновей, сообщения о неких авиаударах, публикация списков белорусских военнослужащих, которые якобы погибли, и прочее. Такие же методики сейчас применяются в основном против России, мы для них не главная цель, нас отрабатывают просто «за компанию», — отмечает Сергей Клишевич.
Meta развязала инфогеноцид…
Западные информационные корпорации не один месяц нагнетали обстановку и нарушали все правила игры на рынке. Например, с октября 2020-го зафиксировано 26 случаев дискриминации российских СМИ и информационных ресурсов со стороны социальной сети Facebook, после чего в начале весны этого года соцсеть была заблокирована на территории России.
А уже 11 марта компания Meta Platforms Inc. приняла беспрецедентное решение, разрешив в своих социальных сетях Facebook и Instagram размещать информацию, содержащую призывы к насилию против российских граждан, а также к смерти президентов России или Беларуси.
Последнее решение позже все-таки отменили. А как же остальная мерзость?..
По сути, компания Марка Цукерберга развязала первую мировую информационную войну, открыто разрешая призывы к уничтожению людей.
По мнению политолога, эксперта РОО «Белая Русь» Петра Петровского, западные медиаресурсы в последнее время продемонстрировали полное игнорирование законодательства Беларуси и России, а также собственных законов:
— Вместо того чтобы быть платформами для свободы слова, западные СМИ и соцсети превратились в инструменты пропаганды конкретной политики своих администраций и спецслужб, агрессивной политики по отношению к Беларуси и России.
Эксперт обращает внимание: блокировка соцсетей в России — это и демонстрация другим площадкам, которые, если они хотят работать на территории России и Беларуси, должны функционировать в рамках закона. При этом, акцентирует внимание Петр Петровский, призывы к уничтожению первых лиц государства — это информационный терроризм:
— Размещая такие призывы, площадки подписываются под пропагандой убийств. Это можно сравнить только с деятельностью ИГИЛ. Это демонстрирует весь цинизм эволюции западных государств, которые во имя пустого лозунга о защите прав человека призывают убивать людей.
Политолог также добавил, что соцсети перестали быть объединяющим компонентом:
— Facebook — это сеть, которая сегодня пытается захватить и поработить людей. На Западе просто отключена свобода слова, коллективный Запад всячески борется с ней, боясь инакомыслия и альтернативных мнений, использует для этого все средства информационного терроризма.
…а мы боремся с экстремизмом
Следственный комитет России возбудил дело по двум статьям из-за политики Meta: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и содействие террористической деятельности. Роскомнадзор с 14 марта заблокировал доступ к Instagram, а российская генпрокуратура попросила суд признать компанию Meta экстремистской организацией и запретить ее деятельность в России.
Тем временем Министерство информации Беларуси на фоне изменений в редакционной политике компании Мeta Platforms предупредило пользователей Facebook и Instagram о недопустимости распространения материалов экстремистского характера, а также публикаций, призывающих к террористическим действиям и актам насилия.
Мининформ обращает внимание: согласно законодательству Беларуси за подобные публикации предусмотрена административная и уголовная ответственность, а в отношении интернет-ресурсов, распространяющих такую информацию, могут быть приняты решения об ограничении доступа.
Политолог Вадим Боровик обращает внимание, что крупные западные медиа-платформы, которые контролируют 5—7 финансовых групп, пытаются подорвать социально-политическую стабильность в Беларуси и России, а также в других странах:
— Вспомните «арабскую весну» (в 2011 году восстание в Тунисе стремительно распространялось, охватив более 20 стран. Самую активную роль в поддержании протестов играли социальные сети. Те события еще называют «революциями «Фейсбука» и «Твиттера». — Прим. ред.). И обратите внимание на политику Китая, который в свое время ограничил работу ряда соцсетей и сайтов и создал свои конкурирующие сети.
Сегодня компания Facebook активно помогает насаждать ненависть в отношении русских людей по всему миру, говорит эксперт. И добавляет, что сейчас везде идет горячая фаза гибридной войны, противник заинтересован нанести максимальный ущерб всеми доступными средствами.
По материалам «СБ»