Расследуя дело о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны, межведомственная следственная группа выявляет новые и уточняет уже известные факты злодеяний фашистов.
– Архивные документы, с которыми работаем, рассказывают о страшном, – констатирует прокурор Вилейского района Андрей Жуковский. – На сегодня, напомню, в списке сожженных деревень Вилейщины значатся 96 населенных пунктов. И вот – архивные документы о зверствах фашистов, озвученные свидетелями в далеком 1948 году. Так, жительница деревни Гостилово Анна Леонидовна Лазарь вспоминает, что 26 мая 1944 года были уничтожены жители деревень Гостилово, Дубище, Копище, Медведино, Холянино, Раздоры, Комары, Мамаи. В этот день деревни окружили «охранные» части, стали уничтожать мирных граждан, грабить имущество. «В нашей деревне, – вспоминает свидетельница, – заживо сожгли 18 человек и 19 человек расстреляли. В Дубище, как я слышала, было сожжено 17 человек, в Копище – 11. Всего же во всех названных деревнях было уничтожено около 80 человек, на каторжные работы вывезено около 300 человек. Также у населения был изъят весь крупный рогатый скот. В результате злодеяний фашистов на месте деревень остались чистые поля». По свидетельству Анны Лазарь, через несколько дней, 28 мая, фашисты вновь прибыли на места сожженных деревень, все обыскали и найденное сожгли.
В архиве есть и показания жителя деревни Дубище Степана Михайловича Мамая об описанных выше событиях. Он рассказал, что в их деревне было сожжено 6 человек. Вышеназванные деревни принадлежали к партизанской зоне, уточняет свидетель, фашисты даже считали, что в Копище и Дубище располагался партизанский штаб. Это и стало причиной страшной расправы с мирными жителями.
– Помнить о жертвах геноцида белорусского народа в годы войны – наша святая обязанность, – отметил Андрей Жуковский. – Помнить, чтобы знать историю, передавать правду о тех событиях потомкам, радоваться мирному небу и ценить то, что имеем.
Ирина БУДЬКО