Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Артиллеристы, зовет Отчизна нас … К 95-летию ветерана Великой Отечественной войны

Житель деревни Ерхи Ипполит Александрович Хованский 10 мая отметит 95 весну своей жизни. Он родился в обычный  майский день и тогда, конечно, никто  и предположить не мог, что через  двадцать один год будет установлена дата, в сени которой на всю жизнь окажется и дата рождения Ипполита Александровича. Уже много лет он, презрев предрассудки, отмечает свой день рождения именно 9 мая, собирая вместе всю свою большую семью – четверых детей с их семьями. И резоны для этого, согласитесь, есть – вернуться с войны живым, все равно, что заново родиться.

Ипполит Александрович – участник Великой Отечественной войны, он прошёл от Украины до Чехословакии, освобождая от немецко-фашистских захватчиков Европу. Победу встретил в чешской  Остраве Моравской. Он и сегодня четко помнит день, когда объявили Победу: «Мы бросились обниматься, целовались, пели песни». Одну из них, которую часто пели солдаты, он целиком помнит и сегодня: «Артиллеристы, Сталин дал приказ. Артиллеристы ….» Ипполит Александрович был артиллеристом и разведчиком , воевал в артиллеристских частях IV Украинского фронта.  «Как разведчики, мы с сослуживцами должны были раздобывать сведения о расположении воинских объектов неприятия, по которым потом открывала огонь наша артиллерия».

И.А. Хованский (в центре) с боевыми друзьями

Сегодня, озираясь назад, Ипполит Александрович констатирует: «Вот говорят, «мало прожито и много пережито», а у меня и прожито много, и пережито». Впервые по лезвию судьбы он прошёл ещё до мобилизации. В сорок третьем году. Его послали на хутор Логи, чтобы позвал знакомых ребят для помощи в работе. Ипполит пришёл, его схватили немцы и заставили вязать кур для погрузки на телегу. Ипполит вязал, полумертвый от страха и увиденного: немцы убили всю семью, тела сожгли в доме.  Хутор перестал существовать, только поле. Через много лет Ипполит Александрович все же добъётся, чтобы в память о погибших на мемориале в Ерхах установили  доску с именами людей из хутора Логи. Долг памяти Ипполит Александрович вернул.

И в боях судьба была милостива к молодому человеку. Его ни разу не ранило, хотя пуля не раз свистела рядом. Например, помнит Ипполит Александрович, как нужно было им с товарищем перейти мост, на котором сидел немецкий снайпер. Пробирались под мостом, Ипполит или Толя, как звали его сослуживцы, перешел без потерь, а вот товарища снайперская пуля задела.

Впрочем,  Ипполит Александрович не оперирует словом «судьба». В лексиконе верующего  оно заменено словом «Бог».  И для пожилого мужчины это не просто слово, глубоко верующий человек он прожил с мыслью о Всевышнем всю жизнь.  «Ой, да и мою половинку, Валентину Казимировну, я получил только потому, что отец её отказал другому ухажеру, а меня знал как доброго католика, потому и благословил наш брак». Брак, действительно, был благословенным – четверо детей тому подтверждением.  Даже в советские времена, когда религия была под запретом Ипполит, Александрович смог приобщиться  главным христианским таинствам – бракосочетанию и крещению.  Все его дети крестились по рождению. Всех ксендзов католического храма в Костеневичах, который, кстати, закрывался только в войну, мужчина хорошо знал. «В войну там комендатура была, в четырех углах храма сделаны бойницы для орудия. Храм горел, однако его после войны быстро люди восстановили», — вспоминает мой собеседник. Уже больше семи лет, как Валентина Казимировна перешла в иной мир. Но каждый день  Ипполит Александрович читает особую молитву и вспоминает свою супругу. В комнате мужчина сделал своими руками небольшой алтарь – место для личной молитвы. Здесь он проводит много времени каждый день, а еще обязательно идет к кресту. «Этот крест стоял на перекрестке, недалеко от нашего дома, да повалили его. Я восстановил, но думаю: поставлю на то место, так опять повалят. Поставил здесь, на своей территории. Ухаживаю за ним, каждый день к нему прихожу», — рассказывает он.

Ипполит Александрович сам из многодетной семьи. «Про детей из таких семей говорят: твои, мои и наши», — улыбается пожилой мужчина. – После смерти мамы отец женился. Нас, детей, было девятеро. Помню, как мачеха пряла, а мы слушали лёжа стихи, которые читал отец». Он и сейчас помнит эти длинные стихи и читает наизусть, словно погружаясь в детство.

Ипполит Александрович еще вполне самостоятелен, живет один. Звонит из российского Ельца старший сын Леонид, навещают минчанин Юрий и  дочка из Сморгони София. И каждый день дважды открывает дверь отцовского дома младшая – Алла.  «Она – моя сегодняшняя жизнь», — на глазах Ипполита Александровича наворачиваются слёзы. «Ну что ты, папа? Как там в песне – «Артиллеристы, зовет Отчизна нас». Не расстраивайся, нам еще одну пятилетку осилить нужно», — говорит Алла Ипполитовна. Обнявшись, они провожают меня до калитки…

Ипполит Александрович, редакция присоединяется к многочисленным поздравлениям по случаю 95-летия со дня Вашего рождения и желает Вам здоровья, бодрости духа и мирного неба над головой.

Ирина ТРУБАЧ.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 191 queries