Президент Беларуси Александр Лукашенко принимает сегодня участие в Республиканском педагогическом совете, который проходит 23-24 августа в Минске, сообщили в пресс-службе Главы государства.
Президент Беларуси Александр Лукашенко принимает сегодня участие в Республиканском педагогическом совете, который проходит 23-24 августа в Минске.
Ожидается, что в своем выступлении на пленарном заседании педагогического форума Александр Лукашенко расставит акценты в наиболее важных вопросах развития образовательной сферы Беларуси.
В Республиканском педсовете принимают участие около тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов государственного управления, а также представителей общественных объединений и отраслевого профсоюза. В центре внимания — стратегические вопросы развития национальной системы образования до 2030 года.
Перед пленарным заседанием Республиканского педсовета Главе государства продемонстрировали разработанный в Беларуси Единый информационно-образовательный ресурс, который сделан для школьников как дополнение к образовательному процессу. Он разработан в соответствии с учебными программами по учебным предметам по каждой теме. Учащиеся в том числе могут прослушать видеофрагменты с объяснением учебного материала и после этого проверить себя, пройдя специальные тестовые задания. В каждой теме размещены дополнительные материалы, которые не являются обязательными, но способствуют углублению знаний. Данный ресурс разработан лучшими учителями Беларуси, а потому фактически может выступать и в качестве методического ресурса для молодых педагогов.
Александр Лукашенко дал положительную оценку разработке. «Дело хорошее, конечно», — сказал Президент.
Как доложил Министр образования Игорь Карпенко, еще предстоит сделать белорусскоязычную версию ресурса. К этой работе уже приступили. Некоторые материалы будут еще дополняться и обновляться, в том числе в зависимости от возможных изменений в образовательных методиках и программах.
Александру Лукашенко также рассказали о реализации проекта «Гордость за Беларусь», в котором отражены достижения страны за годы суверенитета.
Кроме того, в этом году завершается обновление содержания общего и среднего образования. С 1 сентября по новым учебным программам и учебным пособиям будут учиться школьники уже 11-го класса. В качестве примера Президенту продемонстрировали новый учебник по географии. В учебном пособии использованы различные наглядные материалы, позволяющие легко и доступно усвоить материал. Есть возможность ознакомиться и с дополнительной информацией. Разработчики уделили значительное внимание рубрике «Мир и Беларусь». Ее вопросы и задания позволяют 11-классникам проанализировать процессы и явления, происходящие в стране в процессе глобализации. Например, в части влияния глобального потепления.
«Время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов», — заявил Александр Лукашенко во время выступления на Республиканском педсовете.
Глава государства отметил, что с последнего подобного мероприятия прошло четыре года, причем последние два из них были непростыми и для страны, и для системы образования. «Очень важно, что вы приехали со всех уголков Беларуси», — обратил он внимание.
«Много было испытаний. Это и пандемия, которая создала стрессовые условия и заставила на ходу перестраивать учебный процесс. Это и политические события, которые затронули работников системы образования не меньше, чем силовиков и государственных служащих. И сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое», — подчеркнул Президент.
Он также заявил о предстоящей перезагрузке системы образования.
«Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет. Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности», — подчеркнул Глава государства.
Президент напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа — это школа. «Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм», — сказал Президент.
Он отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.
«Вы в очередной раз подтвердили, что образование — это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики», — сказал Александр Лукашенко.
«Вы сделали все, чтобы наши детишки учились, когда мы ничего не знали про вирус и было страшно выходить на работу. Знаю, какие угрозы сыпались в ваш адрес, когда начались бунты и блицкриг, особенно в Минске. В условиях травли вы мужественно делали свою работу: учили, воспитывали, терпеливо общались с агрессивно настроенными родителями», — обратил внимание Александр Лукашенко.
По его словам, во многом благодаря работникам системы образования удалось удержать подростков от противоправных действий, пусть и не всех. «Вы чуть ли не за руку их ловили. Эти дети, их родители сегодня должны сделать выводы и по-новому взглянуть на миссию учителя, его роль в судьбе народа и нашей страны», — убежден Глава государства.
Президент подчеркнул, что последние события в Беларуси заставили обратить внимание на одну из главных функций образовательного процесса — воспитательную.
В то же время Глава государства отметил: серьезных, катастрофических проблем в этой сфере нет. «Все эти разговоры, что мы упустили молодежь, — (Министр настаивает, я так не скажу, но близко к этому) сплошная демагогия. Молодежь во все времена одинаковая — бунтарская, порой радикальная, но в большинстве — конструктивная. Все это молодость», — сказал Александр Лукашенко.
Он отметил, что школа не может быть вне политики, но политика там может быть только государственная.
«Вопрос, который сегодня, как говорится, висит в воздухе: должна ли школа участвовать в политической жизни страны? Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Вообще политики не бывает без школы. Но политика там должна быть только одна — государственная. Флаг и гимн — государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент отметил, что такую же государственную политику проводят во всех уважающих себя странах — от США до Китая, включая Россию. Глава государства уверен, что профессионалы это понимают.
«Как понимают и то, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны — это пример, на котором воспитываются не только ученики, но и учителя. Школа воспитывает не только учеников, но и перевоспитывает многих родителей. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что любые фундаментальные знания должны подтверждаться примерами из жизни. В общении с детьми не избежать анализа событий прошлого и настоящего, их оценки с позиции интересов государства, в котором живем. Что это, если не политика?» — спросил белорусский лидер.
Александр Лукашенко подчеркнул, что патриота может воспитать только патриот. По его мнению, в этом вопросе не имеет значения, какой предмет преподает учитель. «Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. И наоборот, — убежден он — Почему так ставлю вопрос? Потому что часть нашей молодежи, получив образование здесь, стремится уехать за рубеж. Не все, но тенденция настораживает. Ведь те, кто уезжает, отрываются — это самое страшное — от своих корней. Хорошо, когда едут за новым опытом, знаниями, чтобы применить их на Родине. И то надо внимательнее посмотреть, кто и чему их там учит».
Президент отметил, что, с одной стороны, белорусские педагоги выпускают из школ перспективных студентов и готовят высококлассных специалистов, которые ценятся за рубежом. С другой — есть пробелы в воспитательной функции учреждений образования. «Какую оценку мы с вами должны поставить себе за патриотическое воспитание детей? Наверное, до 10 мы с вами не дотягиваем. Об этом говорят факты», — добавил он.
Александр Лукашенко также высказался о спорах на тему распределения ответственности в воспитании детей.
«Я скажу так: от Президента страны до нянечки в детском саду, мы все: общество, школа, родители — отвечаем за нравственное и духовное развитие детей. Других вариантов нет и быть не может», — заявил Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что, когда человек выбирает профессию учителя, он, как говорил известный советский педагог Василий Сухомлинский, должен отдать детям свое сердце.
«Если вы уж приобрели это имя — учитель, отдавайте свое сердце. Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения, — обратил внимание Президент. — А то, что происходит сегодня, никуда не годится. Некоторые родители вдруг решили, что могут смотреть на учебный процесс и на воспитание ребенка со стороны. Не обижайтесь, но среди учителей есть такие, кто сводит урок к механической отработке темы, перекладывая все остальное на родителей».
В Беларуси начинают развивать проект «Родительские университеты». Это известная форма работы с родителями. «Ну а кто им поможет в вопросах воспитания ребенка, если не учителя с профессиональными знаниями педагогики, психологии, дидактики? Такую практику надо распространить на всю систему. И родители, которые привыкли стоять у порога учительской и выяснять отношения с учителями, пусть идут на тематические собрания и начинают работать со школой в тандеме. Учеба ребенка, его адаптация, социализация в школе — это же и ответственность родителей», — подчеркнул Глава государства.
Очень многое зависит от семьи, ведь отношение к учебе и учителю формируется там, отметил Александр Лукашенко. Президент считает, что ребенку всегда будет комфортно и в детском саду, и в стенах школы, если родители изначально настроены к воспитателям и педагогам позитивно.
«Но, прежде чем требовать что-то от учителя, родители пусть сначала ответят на вопрос, что они сделали для школы, в которой ребенок порой проводит больше времени, чем дома. Читай, что они сделали для своего ребенка», — заметил белорусский лидер.
Президент призвал родителей с пониманием отнестись к требованиям школы в вопросах безопасности детей.
«Министр доложил о принятых мерах по наведению дисциплины и порядка в школах. Это правильно и напрямую связано с вопросами безопасности детей. Призываю в первую очередь родителей отнестись к требованиям школы с должным пониманием», — сказал Александр Лукашенко.
Президент потребовал навести в школах порядок, чего бы это ни стоило.
«Школа — это храм. И туда нужно приходить как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей», — сказал Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил о ранее поставленной задаче освободить педагогов от выполнения несвойственных им функций и сократить документооборот.
«Про функции, несвойственные педагогам, излишний документооборот даже и говорить не хочу. Если вопросы не решены, полетят головы», — предупредил белорусский лидер.