Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 сентября принял участие в расширенном заседании Конституционной комиссии, сообщили в пресс-службе Главы государства.
«Позади месяцы напряженного труда, большой работы, споров, претензий друг к другу. На наш призыв принять участие в разработке новой редакции Основного закона откликнулось огромное количество людей, в том числе общественные объединения, — сказал Глава государства, открывая заседание. — Вам пришлось детально изучить все предложения и инициативы, проанализировать мировой опыт государственного строительства, изучить современные тенденции развития конституционного законодательства. Это, безусловно, большая работа».
Александр Лукашенко поблагодарил всех членов комиссии за ответственный подход к делу, неравнодушие, искренность и вовлеченность. «Я внимательно следил за процессом, слушал ваши выступления в средствах массовой информации. Словом, был вовлечен в происходящее. Можно констатировать, что есть вариант проекта нового Основного закона страны», — заявил белорусский лидер.
Президент отметил системный характер предлагаемых изменений, которые затрагивают практически все разделы Конституции. Поправки, по его словам, направлены на то, чтобы сделать Основной закон страны более современным.
Отдельно Глава государства выделил те положения, которые ему импонируют в предложенном проекте.
Александр Лукашенко позитивно оценил закрепление в Конституции ценностных ориентиров общества, в том числе сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
«На мой взгляд, это абсолютно правильно. Именно патриотизм и историческая память делают нас действительно одним народом, единой нацией. Если мы в Конституции акцентируем внимание на этом, то, давайте так, по-житейски говорить, это нам не помешает, это не будет противоречить нормам и принципам юриспруденции», — подчеркнул Президент.
«Вы верно предлагаете оставить незыблемыми конституционные принципы, направленные на обеспечение суверенитета и территориальной целостности Беларуси, — согласился с предложенными поправками Александр Лукашенко. — С ними мы состоялись как нация, как суверенное государство, о котором наш народ мечтал столетиями».
Президент обратил внимание, что в Основном законе предлагается сохранить преемственность социальной политики государства и даже заметно повысить уровень социальной защищенности граждан. «С этим я согласен. Это соответствует государственному курсу, который поддерживает большинство граждан страны. Но тут есть опасность скатиться к льготированию всего и вся. Вот этого допустить нельзя ни в коем случае, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Социальная защищенность — это не есть расширение льготирования».
Белорусский лидер считает, что новая Конституция должна предоставить, если это возможно, большие возможности для самореализации людей, чем нынешняя. «Наши люди очень привязаны к государству и считают, что государство должно делать все (большинство граждан, не все) — от ремонта заборов до строительства жилья», — заметил Президент. В будущем, по его мнению, ситуация должна постепенно меняться.
«Убежден, что белорусы позитивно воспримут предложения комиссии о закреплении гарантий пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми, ценности семьи и брака, равных возможностей для лиц с инвалидностью», — заявил белорусский лидер.
Как отметил Глава государства, одно из важных предложений Конституционной комиссии касается политической системы страны и направлено на то, чтобы сделать ее более гармоничной и сбалансированной, перераспределив полномочия Президента, парламента и Правительства, установив конституционный статус Всебелорусского народного собрания, Центризбиркома.
«Думаю, Всебелорусскому народному собранию надо придать полномочия изменения Конституции. Законотворчество — это серьезная вещь. И, может быть, нам, сформировав Конституцию на референдуме, все-таки дать право вносить изменения и дополнения Всебелорусскому народному собранию», — сказал Александр Лукашенко.
«Также предложено расширить гарантии судебной защиты прав граждан. Проработано практически все, о чем мы стали говорить задолго до начала работы Конституционной комиссии», — отметил белорусский лидер.
«Не могу не остановиться на спорных моментах. Я не нашел переходных положений, дающих ответы на вопросы, как будут действовать органы власти после принятия Конституции (если это из Конституции не вытекает, нам предстоит доработать в этой части, переходные положения должны быть, чтобы не образовался какой-то вакуум), как будет формироваться Всебелорусское народное собрание, как будет работать Уполномоченный по правам человека? Конечно, можно отослать все к законам и подзаконным актам. Это тоже нормальная технология. Но желательно, чтобы фундаментальное было закреплено в Конституции. В проекте не предусмотрены декреты. В таком случае что будет с уже изданными? Они приняты до Конституции, в законы их перенесем в конце концов. Я не думаю, что это большая проблема. Но, тем не менее, специалисты говорят, что здесь есть вопрос. Нет ответа, каким будет механизм проведения выборов в единый день голосования при досрочном роспуске палат парламента», — заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что назвал не все проблемные вопросы, их значительно больше. «Одним словом, нам есть что обсудить. Мы должны бережно и рационально отнестись к предложениям, которые по тем или иным причинам не учтены в подготовленном проекте Конституции. Кроме того, убежден, что поступят предложения и в ходе всенародного обсуждения», — сказал он.
Президент считает правильным, если последующей дошлифовкой проекта Конституции займутся эксперты-юристы, которые в сжатые сроки доработают текст с учетом результатов обсуждения, устранят юридические противоречия. «Не думаю, что юристы должны работать в одиночку. Здесь должны быть опытные люди, особенно управленцы. Конституцию ни один юрист не напишет. Это должны быть практики, люди от жизни. Чтобы юристы, обсудив те или иные вопросы, могли их правильно юридически сформулировать», — отметил белорусский лидер.
«Важно, чтобы вся проводимая работа по конституционному строительству стала основой для консолидации белорусского общества, заложила прочный правовой фундамент для развития страны на перспективу. Уверен, так и будет, потому что окончательное решение примет народ. Как я уже говорил, референдум состоится не позднее февраля будущего года», — сказал Президент.
Он отметил, что в обществе существуют разные точки зрения, особенно среди людей, которые многое сделали для становления государства. Есть, в частности, и те, кто считает, что референдум не нужен и нужно идти нынешним путем, не меняя Конституцию. «Это не принимается. Мы пообещали провести референдум по Конституции. От нас требовали «перамен» и не только. Мы сами понимали, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно меняться. Только на пользу должно быть. Перемены — это не ломка, не слом, а эволюционное развитие», — сказал Александр Лукашенко.
«Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен», — подчеркнул Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что в стране делают Конституцию для белорусского народа. «Когда вы дотрагиваетесь до проекта Конституции, думайте о своих детях. Потому что им жить. Ну и мы еще умирать не собираемся. Поэтому думайте о своих детях», — посоветовал Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что при изменении Конституции надо отвечать на два основных вопроса: зачем это делается и кому это надо. При этом ответа на вопрос, что этого не нужно делать, быть не должно. «Конституцию мы должны усовершенствовать, как бы хороша она ни была. Потому что процессу совершенствования нет предела», — сказал Президент.
«Сегодня новое время, сегодня ситуация иная», — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко обратил внимание, что в Конституции нужно в том числе учитывать и уроки событий прошлого года, когда оппоненты пытались фактически разрушить страну. «Мы после прошлого года понимаем, что их допустить к власти нельзя. Потому что это не только нас ликвидируют. Ладно бы нас… Уничтожат страну! Поэтому Конституция новая должна учитывать эти нюансы. И это больше будет относиться к органам власти, их полномочиям, функциям», — сказал Президент.
При формировании поправок в Конституцию и определении статуса Всебелорусского народного собрания важно избежать конфликта полномочий между Главой государства и ВНС, считает Президент. «Все говорят, а какие полномочия передать наверх? Мы будем обсуждать, я не имею окончательного решения. Я только понимаю, что двоевластия в стране быть не должно. Глава государства есть Глава государства», — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко обратил внимание, что уже накоплен опыт проведения всебелорусских народных собраний и его нужно использовать, в том числе и при определении численного состава этого органа в обновленной Конституции. Например, в предыдущих собраниях участвовали, как правило, около 2,5-3 тыс. человек. А сейчас предлагается закрепить в Основном законе его состав из порядка 500 человек, что по численности немногим превышает состав парламента. «Сегодня мы хотим Всебелорусское народное собрание сократить до 500 человек. Если посмотреть с этой позиции, это правильно? Наверное, не очень. Тем более это же не постоянно работающий орган», — высказал свою точку зрения Президент.
Он также обратил внимание на периодичность проведения ВНС, которую планируется прописать в Конституции или в законах. «Если это будет конституционный орган, конечно, это не один раз в 5 лет», — считает белорусский лидер. По его словам, раз в пять лет нужно будет проводить основное фундаментальное собрание, где будут определены перспективы на пятилетку. Причем практика формирования пятилетних планов себя оправдала и сейчас ее используют многие государства, даже те, кто раньше был скептически настроен, называя это советским наследием.
«Там должны идти дебаты, определяться фундаментальные вещи. И постоянно действующие органы власти от Президента до местных исполкомов, органов власти, которые принимают решения, должны свято придерживаться этого пути», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент отметил, что решения, принятые на ВНС, должны «железобетонно выполняться» и это нужно закрепить в проекте Основного закона. «Если мы определили социальные какие-то вопросы — все. Ни Президент, никто не может от этого отойти. Вот это фундаментальные решения пятилеток», — сказал он.
Глава государства предположил, что целесообразно также проводить ежегодные ВНС, «чтобы проконтролировать ситуацию, как выполняются пятилетние решения, как действуют органы власти».
«А вдруг возникнет чрезвычайная ситуация… На западных границах, не дай бог (сейчас очень актуально), еще важнее — на южных границах? Мир меняется и, может, нам придется решать эти вопросы», — отметил белорусский лидер.
В ходе дискуссии директор информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский высказал мнение, что работа комиссии была очень конструктивная и носила доктринальный характер. «Но мне кажется, что уже в том проекте, который мы подготовили, потенциал комиссии себя несколько исчерпал. В том плане, что на этом этапе к делу уже должны подключаться профессиональные президентские юристы. Те, кто профессионально вырабатывает законопроекты, согласовывает. Чтобы не допустить шероховатостей», — сказал он.
«То, что ты сказал по поводу шлифовки, — это будет последний этап. Я и говорю — это вариант проекта. Его надо сейчас еще дописать: ВНС, дележка власти, переформатирование, перераспределение. Это — Президента, это — Правительства. Кстати, что мы и делаем. Мы же сейчас потихоньку вплоть до областей передаем эти полномочия, — отреагировал Александр Лукашенко. — Я как Президент вижу, что некоторые вещи подписываю формально. Они прошли уже фильтр».
В качестве примера Глава государства привел периодически подписываемые им указы о присвоении званий полковника. Соответствующие предложения формирует Министр обороны, а потом они через Госсекретариат Совбеза поступают на подпись Президенту. «Он (Министр. — Прим.) наверх отдает предложения. Он знает, что там не должно быть «свой-чужой», что этот нравится, а этот нет. Потому что там еще один фильтр. И потом это же к Президенту идет. Если он внесет, и мне кто-то скажет или я буду знать, что там какое-то левое предложение, ну такое и мнение о Министре. То есть раз наверх, значит, ответственность больше. Вот только в этом. А остальное — это фактически формально, — рассказал Александр Лукашенко. — И сегодня вопрос встает, надо мне — Главе государства — звания полковников присваивать, или оставить только генеральский корпус».
По словам Президента, аналогичная ситуация и во взаимодействии по некоторым вопросам по линии Правительства. Более того, когда сейчас идет речь о передаче дополнительных полномочий, Глава государства акцентирует внимание, что вместе с ними переходит и соответствующая доля ответственности. «Это уже моя позиция. То, что Правительство должно делать — экономический блок — оно должно этим заниматься. А Президент, особенно будущий, должен это видеть и контролировать. Должа быть система контроля», — подчеркнул белорусский лидер.
Во время расширенного заседания Конституционной комиссии Глава государства также выразил свою позицию по вопросу сохранения в стране возможности применения смертной казни.
На мероприятии член Конституционной комиссии кандидат экономических наук Сергей Дубков высказал мнение по поводу 24-й статьи действующей Конституции, которая предусматривает смертную казнь. «Мне кажется, что сейчас заложена ментальная ловушка. С одной стороны, предлагаемые изменения (в проекте обновленной Конституции. — Прим.) усиливают традиционные ценности белорусского общества. Эти традиционные ценности базируются на христианских ценностях. Это заложено в ментальном культурном коде белорусской нации. И эти изменения поддержаны большинством членов Конституционной комиссии. При этом одна из фундаментальных христианских ценностей — право на жизнь — стоит в стороне. Получается, с одной стороны, мы усиливаем фундаментальные традиционные ценности. При этом по вопросу смертной казни мы опускаем этот вопрос», — сказал он.
Сергей Дубков признал, что, вероятно, любой вариант решения этого вопроса так или иначе вызовет противоречия в обществе. Однако, уверен он, невозможно называть себя христианами, выступать за традиционные ценности и при этом их нарушать.
«Точка зрения расхожая, понятная, мотивированная, обоснованная. Упор сделан на христианские ценности. Может, не совсем к месту пример. У нас же и на Западе христиане живут. Недавно в Швейцарии, что меня удивило, прошел референдум — 65% примерно высказались за однополые браки. Как это соотносится с христианскими ценностями? — задал риторический вопрос Глава государства, реагируя на сказанное. — Теоретически — да, трудно опровергнуть сказанное. Но Конституция — это не теоретический трактат. Это реакция на то, что происходит в нашем обществе, и наше будущее. На какое-то обозримое будущее».
«Давайте будем идти все-таки от жизни. Хотя я не опровергаю эту точку зрения. Она мне знакома. Всегда об этом говорили», — отметил белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что его часто упрекали в том, что Беларусь — единственная в Европе страна, где не отменена или не введен мораторий на смертную казнь. «Я всегда говорил: я не могу подписать Указ вопреки тому, что было на референдуме. Запад это не слышал. Они слушали мою мотивацию, а потом я понимал, что они кукиш в кармане держали, просто помалкивали, а потом за глаза меня критиковали. Но согласитесь, что я поступил честно. Я не стал идти вопреки мнению народа. Хотя если бы я подписал Указ о приостановлении смертной казни, думаю, рейтинг бы мой не упал. Но я на это не пошел, понимая, что это нельзя делать. Потому что народ принял вот такое решение, сохранив смертную казнь на референдуме. Конституционным большинством, по-моему», — объяснил свою позицию Президент.
«Разброс по смертной казни большой. Это действительно так. Если мы сейчас поднимем этот вопрос… Все-таки я думаю, что большинство за сохранение (смертной казни. — Прим.)», — сказал Глава государства.
Президент согласился с мнением, что надо соответствующий вопрос все-таки отнести в будущее. «Если уже на то пошло, рассмотреть его отдельно на референдуме. И людям об этом сказать», — отметил Александр Лукашенко.
Подводя итоги дискуссии на расширенном заседании Конституционной комиссии, Глава государства определил, как и кто до референдума будет дорабатывать проект новой Конституции.
«Это не последняя наша встреча. Я еще раз озвучу то, что вначале говорил. Администрация Президента подготовит распоряжение Президента, которым будет создана группа, которая доработает проект Конституции и выйдет на более совершенный проект. Я буду с ними часто встречаться, чтобы ответить на какие-то вопросы. А потом, перед внесением на всенародное обсуждение того проекта, мы с вами в таком же составе соберемся. Комиссия не распускается, не исчезает. Она продолжает работать. Группу вы будете знать. Вносите вы тоже туда свои предложения, — сказал Александр Лукашенко. — Группа юристов после всенародного обсуждения каждую строчку просмотрит и окончательно юридическим языком пропишет документ, который будет выноситься на референдум. Вот где юристы будут. А эта группа должна быть не только юристов. Эта должна быть группа специалистов, где должны быть и экономисты, и управленцы».
В качестве примера Глава государства привел вопрос о том, какими должны быть функции и роль Всебелорусского народного собрания: «Вы что, считаете, что юристы по специальности лучше будут знать, чем Андрейченко (Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. — Прим.) функции эти? Нет. Он это прошел, это вся его жизнь. И он уже будет знать, как эксперт: это подойдет, это — нет. Это будет его мнение. Вот он не юрист, хотя в парламенте давно уже юристом тоже стал».
«Поэтому разные должны быть люди. Высокого уровня. Управленцы должны быть крепкие. А потом окончательный вариант, Ольга Ивановна (Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс. — Прим.), пожалуйста, соберите юристов и посмотрите с юридической точки зрения. Потому что Конституция — это прежде всего юридический документ», — сказал Глава государства.
Таким образом, после доработки нынешнего проекта и его всенародного обсуждения юристы окончательно доработают документ и представят Президенту для последующего вынесения на референдум. Александр Лукашенко акцентировал внимание: на этом этапе в группе по доработке проекта новой Конституции могут принять участие и члены Конституционной комиссии. «Эта группа не только из ныне присутствующих людей. Этих людей надо определить. С такой группой я дорабатывал лично Конституцию эту (речь о практике подготовки проекта ныне действующего в стране Основного закона. — Прим.), — отметил белорусский лидер. — Не надо говорить, что Конституция — это дело юристов. Нет. Юристы, если будет идея, могут ее облечь в любую форму. Но это уже будет на последней стадии».
В заключение Александр Лукашенко поставил четкие задачи и довел сроки: «Надо в ближайшую неделю внести предложение по этой группе. Чтобы мы в течение хотя бы месяца доработали Конституцию. Потом соберемся, еще раз обсудим, внесем на рассмотрение народа. И в конце юристы доработают. Мы снова с вами соберемся перед вынесением на референдум. Вы заранее получите проект, прочитаете, просмотрите, и окончательно примем решение».