Несмотря на то, что более 90% продукции идет на рынок России, белорусские производители теряют там позиции по традиционным товарам, которые всегда пользовались спросом за свои качество и надежность. Об этом заявил Александр Лукашенко на совещании на тему состояния и задач развития промышленности.
«Мне докладывают, что сегодня отечественная продукция уступает аналогам как по цене, так и по качеству. По цене еще объяснимо. Но почему по качеству? Экспорт белорусских тракторов в 2023 году сократился на 18%. Доля наших тракторов в российском импорте снизилась до минимальных за последнее десятилетие 10,5%, грузовых автомобилей — до 6%», — привел данные статистики Александр Лукашенко.
Те же угрожающие тенденции, по его словам, складываются и на «Атланте». Объемы экспорта холодильников и морозильников, еще вчера востребованных, сократились почти в два раза. «Что мешает продавать продукцию? Китай, Индия и прочее — так вы привыкайте к конкуренции. Конкуренция будет только усиливаться. Дошли до того, что систематически возникают простои, а людей отправляют в вынужденные отпуска. Мы теряем рынок. Почему?» — спросил Президент.
Глава государства напомнил, что в своем ежегодном послании Президент России Владимир Путин анонсировал, что до 2030 года субъекты федерации должны получить около 40 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Деньги на это предусмотрены. «Задача белорусской промышленности — подключиться и обеспечить не менее 30% требуемых объемов. Это наша ниша. Нужно только засучить рукава и работать, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Те времена, когда за забор выбросил трактор и автомобиль и тут пришли люди, стоящие в очереди, и забрали их или купили ваш трактор, давным-давно закончились».
И Министерство иностранных дел должно быть в первых рядах, когда речь идет об экспорте. Здесь его роль во многом определяющая, напомнил Глава государства.
«Крайне негативная тенденция — внутренний рынок отдаем конкурентам. За это Правительство ответит головой. Несмотря на наличие широкой линейки отечественной техники, до сих пор закупаем импортные аналоги. И это не единичные случаи», — обратил внимание Александр Лукашенко.
В прошлом году только тракторов приобрели более тысячи единиц. На это было затрачено почти $40 млн.
«Проводим модернизацию подшипникового завода. Качество продукции сегодня сопоставимо с продукцией мировых лидеров. Однако высокие затраты на производство не позволяют конкурировать по цене в тендерных закупках даже на конвейеры белорусских машиностроительных предприятий. Только ли дело в тендере? Забываем простую истину: скупой платит дважды. Можно сэкономить копейки на стоимости подшипника и потерять тысячи от простоя техники из-за его замены», — заметил Президент.