Участвовать или не участвовать с малыми детьми в массовых мероприятиях? Когда и как начинать приобщение ребенка к истории страны? Возле этих тем витала наша беседа в «Беседке» на этот раз.
МЫ ИДЁМ С ДЕТЬМИ НА МИТИНГ… (Ирина ТРУБАЧ)
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу 9 мая
Отпразднуют люди без слёз.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
Эти строчки Сергея Орлова неизменно приходят мне на память каждый День Победы, и словно подстегивают собрать детей и принять участие в городских торжествах в честь 9 мая. Чтобы научить «не видевших этой войны», с пониманием и осознанностью, с ответственностью за память поколений, с благодарностью возлагать цветы к монументам и воинским захоронениям.
День Победы стал для меня особым праздником, с тех пор, когда я сама стала мамой. До этого участие в парадах и митингах было формальным приобщением к празднованию исторической даты. Митинги и парады понимались как общественная необходимость увековечивания памяти о Победе в Великой Отечественной войне, потому-то и участие было «без слёз». Но родились дети, и понимание общественно-исторического значения Победы трансформировалось. Добавилось осознание Трагедии Человека на Войне. Безмерное горе матери, не дождавшейся сына-солдата, страх и ужас матери, ведущей на смерть ребенка, тоска и боль жены, не увидевшей больше мужа. Разъединенные семьи, погибшие дети, убитые родители…
Когда ты мать, легко можно представить чувства другой матери, которой почтальон не приносил писем с фронта или, что еще хуже, потому что это конец надежде, – принес похоронку… И огромное счастье от того, что ты можешь стряхнуть эти представления, просто открыв глаза.
Мне в детстве казалось, что человечество, получив урок Второй Мировой войны, непременно откажется от войн – как способа разрешения конфликтов.
Уже в студенчестве стало ясно, что это невозможно. Мы стали более цивилизованными, но не более гуманными. Военные конфликты были и останутся, более того – отточились способы их развязывания, они стали управляемыми, дистанционными, но все равно бог войны собирает свои жертвы.
…Мы идем с детьми на митинг. Я – отдать дань памяти Солдату-победителю, его мужеству, героизму и стойкости, дань уважения Матери солдата, не дождавшейся сына. Дети – с ребячьей радостью малышей от присутствия в людном месте. Пусть так. Пусть они еще не в состоянии оценить важность этого похода, но я верю, что придут дни, и мои дети, как я сегодня, будут охвачены чувством торжества и горечи, когда из репродукторов на площадь польются звуки «это праздник со слезами на глазах»…
УРОКИ ПОД МИРНЫМ НЕБОМ (Марина ПУЦЕЙКО)
Два года назад на майские праздники гостила у мамы.
– Куда это вы так собираетесь? – спросила она, застав меня за глажкой нежно-голубого платья для дочери.
– На парад!
– А будет ли он, парад-то?
– А почему нет? Что помешает?
– Ну, сходите, посмотрите, всё равно гулять идёте…
В предвкушении торжества, в котором участвовала здесь, дома, ещё будучи школьницей, как-то не обратила внимания на грустную нотку в маминой интонации.
С веточкой черёмухи в руке, двухлетняя дочка щурилась яркому весеннему солнышку. А второй ручкой «барабанила» по коляске, вторя «на парад идёт отряд, барабанщик очень рад» в моём исполнении. В общем, антураж был создан и настроение ему соответствовало. Вот только парада мы не увидели. Прошло каких-то 15 лет, и его проведение сошло на нет. Лишь в памяти остались митинг, нарядная колонна, цветы ветеранам, их скромные улыбки и влажные глаза. Нет, что-то, конечно, было в посёлке и сейчас: возложение цветов к памятнику воинам-освободителям и небольшой концерт на мини-площади.
Но это уже был не тот праздник из моего детства, когда действительно щемило где-то там глубоко и слёзы наворачивались на глаза при первых аккордах «Дня Победы». Наглядный урок для дочери провалился. Как доступно объяснить ребёнку, что такое День Победы и почему мы так свято к нему относимся? Как вложить в эту маленькую головку такое необъятное понятие – патриотизм? Как наполнить её душу любовью к Родине и гордостью за подвиг прадедов? Такие сложные вопросы и ни одного однозначного единственно верного решения. Кроме как культивировать память.
Моему мужу о войне рассказывал дед-ветеран. Мне – мои бабушки и дедушки, по детству которых безжалостно и грубо прошло это несчастье. Потом были книги и кино, встречи и беседы с участниками и очевидцами войны…
Наши дети уже не услышат о войне из первых уст. «Загуглив» интересующий вопрос, получат сухие цифры и факты, которые рано или поздно забудут. А я помню историю, рассказанную бабушкой почти 30 лет назад. О кусочке шоколадной плитки, попавшей ей в руки во время войны и разделенной на 7 частей, между всеми братьями и сестрами. И, кажется, даже ощущаю этот божественный вкус. К чувствам и эмоциям наша память более снисходительна.
Я не знаю, что будет ещё через пятнадцать лет. Каким вырастет мой ребёнок и какими глазами она будет смотреть на мир. Но надеюсь и верю, что у нас с супругом получится помочь ей расставить правильные приоритеты, запечатлев в памяти важные акценты. И да, мы тоже ходили и будем ходить на парад. Чтобы искренне порадоваться празднику сейчас и погрустить, осознав его цену, после. Полакомиться мороженным и закружиться в танце перед сценой сегодня и склонить голову перед обелиском завтра. Возложить цветы, скорбеть в минуту молчания, быть благодарными, помнить и гордиться… Впереди ещё много уроков. И нужно лишь молиться, чтобы они были под мирным небом.








