Этот год у нас в районе уже оказался «урожайным» на … камни. В мае на границе Вилейского и Сморгонского района были обнаружены 5 камней с ямками, а две недели назад – огромный граничный камень возле Вязыни. Эти находки имеют значение только для увлеченных краеведов и ученых? Или «каменная тема» может стать особым туристическим брендом Вилейщины? Об этом и не только мы говорим с Александром Зайцевым, признанным в белорусском научном сообществе экспертом по камням с ямками. Александр Петрович по специальности инженер лесного хозяйства, долгое время работает в службе охраны ОАО «Зенит-БелОМО». Всю жизнь интересуется минералогией и историей. С 90-х годов прошлого века – исследует камни с ямками. Автор многочисленных статей в научных сборниках. Участник (иногда единственный) специализированных международных конференций по этой тематике. Создал каталог камней с ямками Вилейщины. Живет в агрогородке Любань.
– Александр Петрович, для начала, пожалуйста, помогите разобраться нам в камнях Вилейщины. Так сказать, давайте определимся с понятиями.
– Камень – огромная тема, представляющая интерес разным группам ученых. Традиционно выделяют: камни, имеющие значение для геологов (геологические), камни, представляющие интерес для историков и археологов (культурно-исторические). Вот найденный камень в Вязыни – это камень, имеющий как культурно-историческое,так и геологическое значение. С одной стороны, он связан с определенным историческим фактом – камень разделял имения Вязынь и Левково, и упоминания о нем имелись в архивных источниках. С другой стороны, поскольку он не сдвинут с места и длина его более 3 метров, может стать геологическим памятником природы районного значения. И, кстати, он вряд ли окажется наибольшим камнем нашего района. Как мне представляется, он не сможет «обойти» признанного лидера – «Гомсин камень» в Куренце, который имеет 6 метров в длину и 2 в высоту. Но вернемся к типологии: особой группой являются камни с выемками – наиболее многочисленная группа культовых камней Вилейщины. Это культовые камни, свидетели древнейшего периода в истории человечества. В свою очередь они также подразделяются на камни: с чашами (по форме углубления), с дырками (малый диаметр и большая глубина, до 20 см) и с ямками (правильной формы диаметром от 3 до 10 см и глубиной 1,5 – 5 см). Именно камни с ямками и являются предметом моего интереса.
– Почему они так называются, понятно. Как они возникли? Каковы версии на сей счет?
– Основные версии две. Первая – культ предков. Ямка выбивалась в память об умерших. Её можно было бы принять, если бы возле камней с ямками были найдены захоронения. Однако таких примеров я не знаю. Я придерживаюсь версии, предложенной научному сообществу археологом из Эстонии Андреасом Тваури. Исследовав более 1000 камней на территории Эстонии и Финляндии, он предположил, что высечение ямок на камне связано с культом земледелия. Скорее всего, это акт аграрной магии, то есть таким образом древние люди заручались помощью высших сил для получения урожая. Технически это могло быть так: частыми ударами о камень другим камнем выбивали ямку, а затем с помощью палочки и влажного песка заглаживали её. Эта версия мне кажется очень красивой и она прекрасно иллюстрируется расположением камней.
– А каким временем датируется это явление?
– На основании изученной научной литературы, а также на базе своих исследований камней с ямками, полагаю, что высечение ямок можно отнести к времени позднего бронзового – началу раннего железного веков. То есть к периоду 1200 – 500 лет до н.э. Согласно исследованиям, в это время климат стал суше и болота и приозерные участки стали пригодными для земледелия. Стало развиваться подсечно-огневое хозяйство. Как правило, возле водоемов люди высекали деревья, сжигали их, сеяли зерно, год-два на этом месте, удобренном золой, был урожай, потом продвигались на новую территорию. Таким образом создавались поля. Примечательно, что некоторые из них остаются на первоначальных своих местах и в наше время. Об этом свидетельствуют камни, которые мы находим на окраинах полей, но никогда в чаще леса. Камни же, как я убеждаюсь с каждой новой находкой, располагаются на склонах над ручьями или речками, на участках с хорошими почвами.
– И сколько камней с ямками найдено в Вилейском районе?
– Сейчас в Беларуси известны 66 камней с ямками, из них 26 – в Вилейском районе. Мною лично на территориях нашего и соседних районов обнаружены 14 камней, еще 10 – «в соавторстве».
– Как вы их ищете?
– У меня есть «особая» карта. На ней помимо общеизвестных объектов физической географии – низин, возвышенностей, рек и прочего – есть обозначения границы ледника, южная граница которого 13 тысяч лет назад достигала северо-западных границ нашего района. А также есть и обозначения его (ледника) «языков», которые шли немного южнее. Карта и исследовательский опыт помогают мне предположить, где могут находиться камни с ямками. Зачастую гипотезы подтверждаются.
– Вы занимаетесь поиском один?
– Часто выезжаем на поиски с женой на велосипедах. Иногда вместе с другими краеведами. Реже – в составе экспедиций ученых.
Я слушаю, как Александр Петрович самозабвенно рассказывает о камнях Вилейщины, и думаю, что у Зайцева уже есть готовый туристический маршрут, быть может, даже уникальный. Интересуюсь у собеседника, как ему представляется: обладает ли «каменная» тема туристическим потенциалом?
– Уверен, что обладает. И такой маршрут несомненно найдет своего туриста. Интересны ведь не только камни с ямками – легендами и сказаниями окружены другие культовые валуны Вилейщины. Кстати, любопытно, что связанных с камнями с ямками легенд сохранилось очень мало. Косвенно это говорит о том, что камни, сыграв свою роль в аграрной магии, были преданы забвению. С улучшением орудий труда в железном веке и, соответственно, лучшей обработке почв, надобность в этом виде магии, видно, отпала, забылись и сами камни. И только за очень немногими из них тянется шлейф сказаний – отблеск событий, гораздо более приближенных к нашему времени. Ну и кроме этого, в районе много других не менее интересных камней. Я имею сейчас в виду группы окаменевших «волов», «чертовы» камни, пять камней следовиков и другие.
Многие камни являются памятниками природы республиканского значения, они имеют информационные стенды, территория возле них обустроена – это уже готовые объекты маршрута.
Уже не раз с коллегами мы обсуждали создание некоего масштабного объекта, который бы концентрировано презентовал тему камней на Вилейщине. Даже выбрали территорию – у деревни Королевцы. Приблизительно здесь находилась тысячелетия назад граница ледника, здесь недалеко найдены несколько камней с ямками. Подобного объекта, насколько я знаю, в Беларуси нет. Думаю, что он обогатил бы туристический потенциал нашего района. И,кто знает, возможно, Вилейщина смогла бы развивать туризм на камнях…
Тем, кто заинтересовался этой темой, рекомендую прочитать статьи Александра Петровича. Проще всего их найти в историко-краеведческом ежегоднике «Вілейскі павет». К слову, в Петербурге сейчас готовится к печати коллективный сборник о культовых камнях Беларуси, Литвы, Латвии и России, одним из авторов которого является Александр Зайцев.
Ирина ТРУБАЧ.
Фото из архива автора