Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Вилейский костёл: музыка в камне

Новы праект на старонках нашай газеты вырашылі назваць «Гісторыю мераем крокамі». На працягу 2022 года разам з супрацоўнікамі краязнаўчага музея і неабыякавымі віляйчанамі дакранёмся да гісторыі Вілейшчыны, перагорнем старонкі старажытнасці і ваенныя, якія жывуць у памяці балючым успамінам, раскажам пра помнікі архітэктуры і культуры, узгадаем людзей, якія пакінулі свой след на зямлі, дзе жывуць іх нашчадкі.

– Памятники истории – творения человека, они окружают нас, замечаем мы то или нет, – говорит научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Наталья Лешкович. – Порой люди живут в памятниках истории, не зная об этом и не замечая историко-культурной ценности зданий как свидетелей минувших лет. Иногда разрушение или кардинальное искажение привычного облика заставляет говорить нас об утрате исторических связей.
Наталья Лешкович точно знает, сколько на Вилейщине памятников истории: 337 памятников, мемориальных досок, воинских захоронений и памятных знаков находится на территории города и района, 25 из них внесены в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь: 7 памятников архитектуры, 4 памятника истории и 14 памятников археологии.

– Говорят, что архитектура – это «музыка, застывшая в камне», – прибегает к поэтическому сравнению моя собеседница. И знакомство с исторической архитектурой района начинается со здания костёла, украшающего центр современной Вилейки.

Костёл Воздвижения Святого Креста – католический храм, построенный в 1906-1913 годах, его архитектура сочетает черты неороманского и неоготического стилей. Внутреннее пространство разделено двумя мощными пилонами и переброшенными через них арками на три нефа под крестовым сводчатым перекрытием. Интерьеры украшены арабесковой орнаментальной росписью, оконные проемы выполнены сюжетным витражным остеклением. В апсиде и торцах боковых нефов – деревянные алтари в стиле неоренессанса.

В XIX веке католики Вилейки были в меньшинстве: по численности среди жителей исторически преобладали иудеи и православные. И поэтому прихожане очень страдали от того, что они не имеют своего храма. Первая попытка построить католический храм была предпринята еще в начале ХIХ века. Так, было выбрано красивое и живописное место – самая высокая точка в городе, или бывшая Солдатская слобода. Но идея осталась невоплощённой в жизнь. Дело в том, что это время припадает на восстание 1830-1831 гг., где вилейчане проявили себя активно. Оно и разрушило все планы католиков. В Вилейке действовали повстанческие отряды и работал повстанческий комитет. Восстание было подавлено царскими войсками, а на повстанцев обрушились репрессии со стороны царской власти. Строительство костела было отложено.

В 1846-м император Николай I утвердил «Нормальный проект тюремного замка в уездных городах на 100 арестантов» о строительстве тюремных замков в уездных городах Виленской губернии. Из числа таких уездных городов были выбраны Дисна и Вилейка. И на месте, выбранном для строительства костела, построили небольшой острог.

Чтобы помолиться в храме, вилейские католики ездили за несколько верст в деревни рядом с Вилейкой. В 1861 году был создан приход, который насчитывал 460 человек. Его возглавлял ксендз Северин Микутович.
По инициативе прихожан в 1862 году предпринимается вторая попытка строительства костела. На этот раз место было выбрано в центре города. Строительные работы были начаты, даже были возведены стены. Но случается восстание 1863-1864 годов, в котором вилейчане снова принимают активное участие. И как раз в это время А. Редкин из Орловской губернии жертвует большую сумму на строительство в одном из уездных городов Виленской губернии православного храма в честь царских воинов, которые пали жертвами «на поле брани настоящего польского метежа» (цитата из архивного документа). И хотя рядом был православный храм, он не вмещал всех прихожан, поэтому из недостроенного здания костела очень быстро вырастает церковь. В 1874 году ее освящают во имя Георгия Победоносца. Алтарь в церкви так и остался в первоначальном виде – таким, как в католическом храме.

Католики города вновь остались без храма. Почти 50 лет Департамент духовных дел отказывал верующим в праве на строительство костела. Но в 1905 году Николай II издает манифест о свободе вероисповедания. И у вилейских католиков появляется надежда на строительство католического храма.

За эту работу взялся дворянин Александр Любанский. Он был богатый и ярый католик (в состав его имения входила деревня Любань и все прилежащие деревни, а также земля, на которой стоит костел, и некоторые участки земли в Вилейке). И вот он выступает с такой инициативой, но встречает некоторые трудности: на тот момент в городе не было ни одного промышленного предприятия. Чтобы получить разрешение на возведение костела в Вилейке, прежде он должен был построить какое-либо промышленное предприятие. Поэтому в 1905 году был создан проект строительства лесопильного завода. Уже в 1906 году новый завод заработал. Сегодня этот лесопильный завод известен как Вилейский завод строительных деталей (сегодня – торговая марка «ViLARIO»). Выполнив условие, Александр Любанский продолжает действия по строительству костела. Был создан специальный комитет, куда входили все богатые помещики города. Они и пригласили архитектора Августа Клейна. 9 сентября 1913 года костел был освящен.

В годы Первой мировой войны вилейский костел ожидали очередные испытания. В сентябре 1915 года он был обстрелян. До сих пор в стенах здания есть следы пуль.

С 1915-го по 1921 год костел был закрыт. В 1922-1928 годах была проведена реставрация. Костёл действовал с 1931 по 1939 годы, когда Вилейка находилась в составе Польши. В годы Второй мировой войны здание вновь стоит закрытым. С 1946 года костел функционировал как склад: там постоянно хранили продукты, товары. Но сильно костел не был поврежден.
Спустя некоторое время храм из склада превращается в концертный зал. К концу 1970-х годов (из документов Зонального государственного архива в Молодечно) в Вилейке не было ни музея, ни концертного зала.

16 октября 1988 года состоялось торжественное открытие концертно-
выставочного зала имени Никодима Силивановича с театрализованным
представлением. Это было большое событие для Вилейки. В здании костела
проходили выставки и концерты классической музыки

Благодаря семье художников Цитовичей в 1979-1988 гг. начинают вестись реставрационные работы в костеле, где, по оценке специалистов, в очень хорошем состоянии находился аутентичный мозаический пол. Реставрация была проведена удачно. Многое было сохранено от первоначального вида костела, в частности, росписи и фрески на стенах. В 1987 году объект «Крестовоздвиженский костёл» был взят под охрану государства как памятник архитектуры и включен в «Сборник памятников и культуры Беларуси. Минская область».

Прихожане костела свидетельствуют, что около полутора лет в комнатах на втором этаже здания рядом с хорами регистрировали новорожденных и браки. Так костел некоторое время выполнял функцию ЗАГСа в городе.
Стараниями прихожан и ксендза Эдмунда Довгиловича-Новицкого в 1990 году костел был передан католикам. Уже 4 марта 1990 года в костеле совершается первая Святая месса, а в июне – реконсекрация (повторное освящение) костела.

На реконсекрацию храма приехал Тадеуш Кондрусевич, который два месяца как был назначен епископом – первым в современной истории Беларуси после завершения коммунистического времени. В храме был заново установлен алтарь, который нужно было также освятить. Также прибыло много верующих со всей округи, в том числе из Молодечно и Минска, так как это было большое событие в то время, когда к храмам добирались за многие километры.

В это же время началась реставрация храма – алтарную часть украсил красивый алтарь в стиле неоготики, установлены витражи на окнах. Руками художника Эдуарда Матюшонка была восстановлена фреска «Несение креста» на южном фасаде костела. Говорят, в советские времена фреску пытались несколько раз закрасить, но она все равно проявлялась, после чего было решено забить изображение жестью.

В 1991 году произошло возвращение иконы Божьей Матери Милосердия (Остробрамской) из Костеневичского костела. Ксендз Станислав Жук, опасаясь уничтожения иконы, в советские времена тайно вывез её в костел в д.Костеневичи, который оставался действующим. Икону вернули в вилейский костел и разместили в центральном алтаре. Из Латвии были привезены три статуи по 2 метра высотой каждая: Божьей Матери, св. Франциска и св. Антония, которые были размещены в боковых алтарях.

В 1993 году был приобретен электронный вариант органа, в храме редкая акустика – 4 секунды вибрато. После реставрации костелу вернули ёмкость для омовения рук, которая находилась в Вилейском краеведческом музее.
В 2002 году памятник включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В 2005 году над шатром колокольни установлен крест, а в 2006 установлены электронные колокола на башне костела.

13 сентября 2020 года отмечали юбилей возвращения и реконсекрации костела.

За время действия прихода сменилось несколько священников: на смену Эдмунду Довгиловичу-Новицкому пришел Юрий Кособуцкий, после чего в костеле служил Олег Мурзич, а сейчас о духовном и материальном состоянии костела заботится настоятель ксендз Александр Барило.

Вилейский костел считается одним из красивейших на территории Минской области. Отличительной особенностью является наличие одной башни, что делает архитектуру здания ассиметричной и отличает его от других, построенных в том же стиле.

Подготовила Татьяна ШЕРШНЁВА/Фото предоставлено
Натальей Лешкович

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 35 queries