На несколько дней деревня Забродье Вилейского района стала местом съёмок фильма «Василий Тёркин» по одноименной поэме Александра Твардовского. Режиссёр картины – Карен Геворкян, советский, армянский и российский кинорежиссёр и сценарист, оператор, член Союза кинематографистов Армении, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, а ещё – руководитель собственной киностудии «Русское поле» (Санкт-Петербург), которая и работает сейчас над картиной «Василий Тёркин». О том, кому адресована она, какую хронику войны должна показать, и почему культура – тоже часть территории страны, с Кареном Саркисовичем говорили накануне крайнего дня съёмок.
Съёмки фрагментов, сцен и эпизодов фильма «Василий Тёркин» на Вилейщине завершились вместе с летом. Каждый из четырёх съёмочных дней начинался с часу ночи и длился до часа, а то и двух, дня. Двенадцать часов ежедневной работы съёмочной группы – чтобы показать нам сегодняшним правду далёкой, но не забытой войны, с момента окончания которой в следующем году исполнится 75 лет. Ожидается, что трёхчасовой художественный фильм будет завершён в 2020 году, а результат будет достоин самого Твардовского.
– Карен Саркисович, перед всей съёмочной группой непростая задача: претворить поэму про бойца Красной Армии Василия Тёркина в кинематографическое произведение…
– Труд страшный, труд нервный, серьёзный, и большая ответственность – отвечать перед всеми. Потому что понимаем: эта картина должна быть честной, лишённой этих киношных трюков и причуд. Мы хотим снять неснятую хронику войны. Показать, что такое война, состояние человека на войне, его психологию, быт на войне. Все эти вещи считаются как бы неважными, а в «Тёркине» это очень-очень существенно. Сегодняшнему человеку очень трудно представить, что значит жить в окопе зимой, спать, есть, умирать… А так было. Твардовский говорит об этих вещах. Тот народ был другой, был закалён революцией, гражданской войной, Первой мировой. Это был другой человек, и этот человек победил. На этом мы, собственно, и выиграли эту войну – на терпении, на прочности, на выносливости сумасшедшей. Вот это очень важно. Мы хотим сделать картину, достойную великого Твардовского. Показать, как могло бы быть в то время – тогда мы более-менее приближаемся к тому, что есть человек на войне. И хотим показать, кто мы такие – победители.
– Почему Вилейщина стала местом для начала съёмок?
– В Забродье есть замечательные люди – семья Цитович. И наша встреча, я думаю, стала встречей не просто «по делу», а неслучайной. Они очень «тёплые» люди, я бы сказал. И я очень надеюсь, что у нас сохранится не только некая память такая, но и дружба. Само место очень интересное. В Забродье есть дома такие, где осталось ощущение старой деревни – такого нет нигде в России. Много есть музеев, памятников архитектуры, а здесь есть жизнь. Приехав сюда, мы предлагаем руководству Беларуси сотрудничество по этой картине. Я считаю, что картина – общая. И этого требует морально-этическая сторона дела, не просто «дайте копеечку», а «будьте с нами». Такой призыв. Я хочу встретиться с президентом вашим, которого уважаю, сказать ему, какая у вас замечательная республика. Он сохранил свою Республику Беларусь во многом, это очень важная вещь, очень высокий подвиг. У вас в Беларуси и в Вилейке есть ощущение чистоты, порядка и приличия (я не увидел у вас таких «расхристанных» молодых людей, как в других местах), и есть желание двигаться, несмотря на те проблемы, которые, конечно, тоже есть. Ту атмосферу, которая есть в Беларуси, мы очень ценим.
– Спасибо за тёплые слова, Карен Саркисович. Расскажите нашим читателям о той киностудии, которой руководите, и о том, конечно, кто же снимается в роли Василия Тёркина?
– Я по профессии своей кинорежиссёр, соответственно, занимаюсь и сценарным делом, сегодня – руководитель собственной студии под названием «Русское поле» (СанктПетербург). Она существует сравнительно недавно. Создана для того, чтобы снимать некое «другое» кино, отличное от ныне существующего, интегрировать людей, молодых людей, которые хотят в этой профессии состояться, найти призвание. Некий перспективный прицел – собрать, интегрировать моих учеников, а я ещё и преподаю (в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения – автор), в некое такое сообщество. Одна моя студентка – из Беларуси, очень талантливая, подающая надежды. Я разговаривал с руководителем вашей киностудии, чтобы на неё обратили внимание. Это важно, чтобы люди, получившие образование, были востребованными в профессии, нужными, смогли реализоваться. Понятие национального кино должно быть. Я считаю, культура – это такая же часть государства, как и его физическая территория. В фильме «Василий Тёркин» великих, крупных, замечательных актёров принципиально нет. Снимаем народные таланты. В роли Тёркина – тоже не актёр. Сначала была поездка по России. Тёркин играл на гармони, и мы искали именно такого человека. Считаю, что в поиске нас направлял и вёл сам Твардовский – кандидата на главную роль мы нашли. Это Александр Алексеев, который сейчас трудится у нас – смолянин, земляк Твардовского и почти его сосед по отцовскому дому, из деревни Соловьёва Переправа – трагического места во время войны, человек с двумя высшими образованиями и в прошлом – председатель территориального объединения (органа местного самоуправления – автор). Как будто сам Александр Трифонович вёл к нему нас…
Задавая Карену Саркисовичу следующий вопрос, ответ, конечно, предугадывала. Но всё же…
– Кто та аудитория, для которой предназначен фильм? Кому он адресован?
– Картина – это не костюм, не обувь, которые нужно надеть на определённый размер. Картина – это некое обращение. Свою поэму Твардовский адресовывал бойцам. Считаю, что такая картина, как наша, то есть «Василий Тёркин» по Твардовскому, должна быть обращена ко всему миру. Мы – победители. Это мы выстояли. Поэтому мы должны соответствовать этому званию. А, стало быть, если мы победители, мы адресуем эту картину всему миру. Такой широкий адрес.
После Вилейки съёмочная группа вернулась в Санкт-Петербург, откуда направится на Урал. Именно там находится полигон, где сохранилась советская военная техника и всё один в один напоминает Смоленск. Съёмки продолжатся. Как уточнил режиссёр Карен Геворкян, с некоторыми перерывами, с небольшими остановками – до лета следующего года. И в Беларусь «Русское поле» ещё вернётся.
Татьяна ШЕРШНЁВА/Фото предоставлено Ксенией Закружных