Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В Забродье Вилейского района проходили съемки фильма «Василий Тёркин». Ожидается, что фильм будет достоин самого Твардовского

На несколько дней деревня Забродье Вилейского района стала местом съёмок фильма «Василий Тёркин» по одноименной поэме Александра Твардовского. Режиссёр картины – Карен Геворкян, советский, армянский и российский кинорежиссёр и сценарист, оператор, член Союза кинематографистов Армении, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, а ещё – руководитель собственной киностудии «Русское поле» (Санкт-Петербург), которая и работает сейчас над картиной «Василий Тёркин». О том, кому адресована она, какую хронику войны должна показать, и почему культура – тоже часть территории страны, с Кареном Саркисовичем говорили накануне крайнего дня съёмок.

Съёмки фрагментов, сцен и эпизодов фильма «Василий Тёркин» на Вилейщине завершились вместе с летом. Каждый из четырёх съёмочных дней начинался с часу ночи и длился до часа, а то и двух, дня. Двенадцать часов ежедневной работы съёмочной группы – чтобы показать нам сегодняшним правду далёкой, но не забытой войны, с момента окончания которой в следующем году исполнится 75 лет. Ожидается, что трёхчасовой художественный фильм будет завершён в 2020 году, а результат будет достоин самого Твардовского.

– Карен Саркисович, перед всей съёмочной группой непростая задача: претворить поэму про бойца Красной Армии Василия Тёркина в кинематографическое произведение…

– Труд страшный, труд нервный, серьёзный, и большая ответственность – отвечать перед всеми. Потому что понимаем: эта картина должна быть честной, лишённой этих киношных трюков и причуд. Мы хотим снять неснятую хронику войны. Показать, что такое война, состояние человека на войне, его психологию, быт на войне. Все эти вещи считаются как бы неважными, а в «Тёркине» это очень-очень существенно. Сегодняшнему человеку очень трудно представить, что значит жить в окопе зимой, спать, есть, умирать… А так было. Твардовский говорит об этих вещах. Тот народ был другой, был закалён революцией, гражданской войной, Первой мировой. Это был другой человек, и этот человек победил. На этом мы, собственно, и выиграли эту войну – на терпении, на прочности, на выносливости сумасшедшей. Вот это очень важно. Мы хотим сделать картину, достойную великого Твардовского. Показать, как могло бы быть в то время – тогда мы более-менее приближаемся к тому, что есть человек на войне. И хотим показать, кто мы такие – победители.

– Почему Вилейщина стала местом для начала съёмок?

– В Забродье есть замечательные люди – семья Цитович. И наша встреча, я думаю, стала встречей не просто «по делу», а неслучайной. Они очень «тёплые» люди, я бы сказал. И я очень надеюсь, что у нас сохранится не только некая память такая, но и дружба. Само место очень интересное. В Забродье есть дома такие, где осталось ощущение старой деревни – такого нет нигде в России. Много есть музеев, памятников архитектуры, а здесь есть жизнь. Приехав сюда, мы предлагаем руководству Беларуси сотрудничество по этой картине. Я считаю, что картина – общая. И этого требует морально-этическая сторона дела, не просто «дайте копеечку», а «будьте с нами». Такой призыв. Я хочу встретиться с президентом вашим, которого уважаю, сказать ему, какая у вас замечательная республика. Он сохранил свою Республику Беларусь во многом, это очень важная вещь, очень высокий подвиг. У вас в Беларуси и в Вилейке есть ощущение чистоты, порядка и приличия (я не увидел у вас таких «расхристанных» молодых людей, как в других местах), и есть желание двигаться, несмотря на те проблемы, которые, конечно, тоже есть. Ту атмосферу, которая есть в Беларуси, мы очень ценим.

– Спасибо за тёплые слова, Карен Саркисович. Расскажите нашим читателям о той киностудии, которой руководите, и о том, конечно, кто же снимается в роли Василия Тёркина?

– Я по профессии своей кинорежиссёр, соответственно, занимаюсь и сценарным делом, сегодня – руководитель собственной студии под названием «Русское поле» (СанктПетербург). Она существует сравнительно недавно. Создана для того, чтобы снимать некое «другое» кино, отличное от ныне существующего, интегрировать людей, молодых людей, которые хотят в этой профессии состояться, найти призвание. Некий перспективный прицел – собрать, интегрировать моих учеников, а я ещё и преподаю (в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения – автор), в некое такое сообщество. Одна моя студентка – из Беларуси, очень талантливая, подающая надежды. Я разговаривал с руководителем вашей киностудии, чтобы на неё обратили внимание. Это важно, чтобы люди, получившие образование, были востребованными в профессии, нужными, смогли реализоваться. Понятие национального кино должно быть. Я считаю, культура – это такая же часть государства, как и его физическая территория. В фильме «Василий Тёркин» великих, крупных, замечательных актёров принципиально нет. Снимаем народные таланты. В роли Тёркина – тоже не актёр. Сначала была поездка по России. Тёркин играл на гармони, и мы искали именно такого человека. Считаю, что в поиске нас направлял и вёл сам Твардовский – кандидата на главную роль мы нашли. Это Александр Алексеев, который сейчас трудится у нас – смолянин, земляк Твардовского и почти его сосед по отцовскому дому, из деревни Соловьёва Переправа – трагического места во время войны, человек с двумя высшими образованиями и в прошлом – председатель территориального объединения (органа местного самоуправления – автор). Как будто сам Александр Трифонович вёл к нему нас…

Задавая Карену Саркисовичу следующий вопрос, ответ, конечно, предугадывала. Но всё же…

– Кто та аудитория, для которой предназначен фильм? Кому он адресован?

– Картина – это не костюм, не обувь, которые нужно надеть на определённый размер. Картина – это некое обращение. Свою поэму Твардовский адресовывал бойцам. Считаю, что такая картина, как наша, то есть «Василий Тёркин» по Твардовскому, должна быть обращена ко всему миру. Мы – победители. Это мы выстояли. Поэтому мы должны соответствовать этому званию. А, стало быть, если мы победители, мы адресуем эту картину всему миру. Такой широкий адрес.

После Вилейки съёмочная группа вернулась в Санкт-Петербург, откуда направится на Урал. Именно там находится полигон, где сохранилась советская военная техника и всё один в один напоминает Смоленск. Съёмки продолжатся. Как уточнил режиссёр Карен Геворкян, с некоторыми перерывами, с небольшими остановками – до лета следующего года. И в Беларусь «Русское поле» ещё вернётся.

Татьяна ШЕРШНЁВА/Фото предоставлено Ксенией Закружных

 

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 144 queries