Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В Гануте, одной из резиденций магнатов Агинских, сейчас деревня Ручица, до сих пор стоят две каплицы 1765 года постройки

В Гануте, одной из резиденций магнатов Агинских, сейчас деревня Ручица, до сих пор стоят две каплицы 1765 года постройки. В одной из них до советских времен сохранилась деревянная скульптура Магдалены со змеей (кстати, очень редкий сюжет). Иначе, как чудом это и не назовешь, ведь здесь проходили интенсивные бои, как в первую, так и во вторую мировую войну. Был сожжен и разрушен дворец Огинских. А каплица устояла. Примерно в восемьдесятых из Вильнюса приехали научные сотрудники, так по крайне мере они представились, и забрали статую на реставрацию. Однако, по словам одного коллекционера, реставраторы были больше похожи на охотников за иконами. Коллекционер пытался по своим каналам узнать дальнейшую судьбу скульптуры. Но официально она нигде не зарегистрирована. Скорей всего, украшает частную коллекцию где-нибудь в Европе.

Эту историю мне рассказал Андрей Х. В девяностые годы он с женой несколько лет пользовался огородом своей тети в Ручице. Ее дом стоит как раз напротив Церкви Успения. Уже первый урожай преподнес сюрприз: с десяток серебряных и медных монет. И так каждый год, вместе в картошкой, морковкой и кабачками, попадались монетки, что называется, всех времен и народов: ложки,вилки, как правило поломанные, и даже двухсотграммовая серебряная кружка с орлом. После рассказов Андрея, на сбор очередного урожая отправился и я в составе группы добровольцев (как сказали бы сейчас, волонтеров). Уже первая борозда, распаханная под коня, одарила нас несколькими медяками, и пошло, и поехало… К концу двадцатой сотки каждый из нас имел по несколько монеток. Моей добычей стала монета в 10 злотых с изображением Пилсудского. К тому же мне удалось пообщаться с местными старожилами. Разгадка Поля чудес оказалась проста: на месте огорода долгое время стояла корчма. В то время не было электрического света, плюс полы были земляные, в лучшем случае – покрытые соломой, и,конечно,– дырки в карманах, помноженные на алкоголь. Вот вам и местный Клондайк.
Где-то в двухтысячном мы с другом занимались подводной охотой возле Ручицы. Есть там интересное место, мель со старыми деревянными сваями, возле которых стоят головни и всегда крутится много мальков. И чуть дальше по течению – пятиметровая яма, на границе которой, как военные субмарины, дежурят килограммовые щуки в ожидании вынесенной с мели мелочи. Место это зовут «шум», здесь вода журчит между свай и камней, а на яме водовороты иногда издают трубный звук. Однако в тот день рыбацкая фортуна от нас отвернулась, рыба то ли залегла на дно, то ли ушла на дальний кордон. К тому же, мы намочили пульт от сигнализации и не могли открыть машину. В это время на берег вышел мужчина в форме лесника, стрельнул сигарету и начал рассказывать о том, как в молодости ловил сомов на Волге на жареных лягушек. Как будто услышав о мученической смерти на сковороде своих сородичей, проснулись местные лягушки, и стало совсем тоскливо.
И тут лесник сразу переменил тему. Когда-то на берегу реки стоял замок, в котором жил страшно богатый пан, в подземелье он держал своих врагов и много бочек золота. Но началась война, замок сгорел, подземелье обрушилось и, казалось бы, навечно похоронило сокровища. Со временем река поменяла русло и размыла подземелье. И с тех пор, купаясь или ловя рыбу, счастливчики находили золотые монеты и украшения. Нашел много монет и его дед, на которые и поставил большую хату в соседней деревне. Но когда началась мелиорация, река обмелела, перестала бродить по долине и больше золота уже никто не находил. Как бы в подтверждении своих слов, лесник распахнул форменную рубашку и показал золотую монетку на шнурке. Монета была сильно затерта, поэтому что-то рассмотреть было проблематично. Напоследок стрельнув сигарету, мужчина растворился в прибрежном хмызняке. А вот отрывок из статьи в “СБ” нашего краеведа Анатолия Рогача… в Археологической карте Виленской губернии,изданной Ф.Покровским в 1893 году в Вильно, я нашел любопытную запись: «Здесь существовал замок, под которым находилось семь склепов». По преданиям, отсюда подземный ход вел во дворец. Во дворе замка стояло двухэтажное сооружение с подземельем, носящим название «Летусь-тюрьма». Буквально в двух километрах от Гануты на слиянии Нарочанки и Вилии есть курганный могильник, а на высоком мысе между реками так и просится замок. Кстати, на мысе видны продолговатые валы, но, что это бывшие укрепления, или природные камы и озы (ледниковые отложения) – сказать не могу.
«Прощание с родиной» – полонез,написанный польским композитором Михаилом Огинским в 1794 году. Один из самых известных полонезов. В московском метрополитене начальные такты его звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты. Кстати, он рассматривался как вариант государственного гимна Беларуси, но, очевидно, слишком сложен для исполнения. Считается, что Огинский написал полонез, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Костюшко, в котором он принимал участие. Возможно, именно в Гануте, слушая загадочный звук «шума», или наблюдая как сливаются воды Нарочанки и Вилии, он создавал в своей душе мелодию полонеза.
Игорь КИТИКОВ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 125 queries