Идея затронуть эту важную тему у наших читателей витала давно. Высказывались предложения подготовить городское мероприятие, на котором вспомнить о тех, кто внёс свой вклад в развитие Вилейщины музыкальной; говорилось о том, что о музыкантах нужно бы почаще писать в газете… Согласны, это нужно. И давайте, уважаемые читатели, будем это делать вместе, потому что вы обладаете богатой информацией о музыкантах-земляках разных времён. Можете рассказать или о каком-то коллективе, или о конкретном человеке – по вашему желанию. Пишите в редакцию, звоните, мы будем рады нашему сотрудничеству.
А начнём рассказ о Вилейщине музыкальной с разговора о духовых оркестрах. Эта тема близка вилейчанам Дмитрию Федоровичу БЕКИШУ и Анатолию Егоровичу ДОДРИКОВУ.
Вспоминает Д.Ф.Бекиш:
– В довоенной Вилейке, находящейся в границах панской Польши, духовой оркестр был в пожарной команде. В послевоенное время, где-то в начале пятидесятых, благодаря усилиям директора Дома культуры И.С.Розиной, был приобретен комплект духовых инструментов и появился первый оркестр. В его первом составе были Н.Каптюг, А.Борисевич, Н.Пусевич, Н.Калман, А.Гулецкий, братья Субочи, Трутнев, Тихонович и автор этих строк. К занятиям мы относились добросовестно, занимались с энтузиазмом. Специальной литературы в то время не было, и руководитель оркестра списал у молодечненских музыкантов гамму с аппликатурой и пионерский марш. Его и разучили к Октябрьским праздникам. Но тут произошла оказия: марш разучили сидя, не учли тот момент, что нужно будет играть на ходу в строю. Поэтому выступать на публике музыкантам пришлось с кузова грузовика.
С каждым годом в оркестр приходили все новые участники. В 1953-54 годах коллективом руководил армейский дирижер Конюшенко. В это время в оркестре появились ноты, проделана большая работа по отработке строевого шага и игре в движении. С 1955 года оркестром руководил Воробьёв, а в 1957 в Вилейку после окончания музучилища приехал Н.П.Скороходов. В это время в коллектив пришло новое пополнение: П.Алексеев, В.Анасович, Б.Павлов, А.Тышковский, С.Конышев, М. и В.Храмцовы, Е. Воронцов, Н.Голубев, Л.Дурейко, М.Мамай, Г.Вербицкий, Р.Блошкин, Г.Дубовик, И.Чашин и другие. Часть этих ребят выбрала нелёгкий путь музыканта-духовика на всю свою жизнь.
Вспоминает А.Е.Додриков:
– В середине шестидесятых годов прошлого столетия вилейские предприятия стали приобретать комплекты духовых инструментов. Первый появился на крупном на тот период предприятии – ремонтном заводе. Музыканты из ДК перешли на завод. С репертуаром было голодно. Мне выпало руководить оркестром с 1969 года. В тот период предприятием руководил Л.И.Вольский, завод был на творческом подъёме. Уделялось большое внимание не только выполнению плановых показателей, но и духовной жизни работников завода. Мы ездили в туристические поездки в Вильнюс, Каунас, Брест, Ленинград, Москву.
Летом 1974-го меня вызвал Л.И.Вольский и спросил: «Скоро Октябрьские праздники, чем будем удивлять город?» Задумались: сказочные персонажи были, оркестр с барабанщицами был, макет крейсера «Аврора» был… Думали-думали и приняли решение создать на заводе женский духовой оркестр. И началась работа. Записалось в оркестр 16 человек разных профессий и специальностей. Регулярные занятия принесли свои плоды – в сентябре мы уже могли сыграть два марша и вальс. На заводском торжественном собрании гимн мы играли, объединив мужской и женский коллективы.
А мужской оркестр ремзавода основное пополнение получил в 1976 году. К нам пришли сильные духовики В.Кукушкин, Б.Меломед, В.Доморацкий, Я.Хигер, В.Купцевич, В.Коробейко, С.Копаченя, Д.Мороз, В.Савчиц, Н.Волынец, М. и В.Храмцовы…
К слову, в 1979 году по итогам республиканского конкурса оркестр ремзавода был награждён дипломом третьей степени. Играли на различных мероприятиях, участвовали в конкурсах, а летом каждые выходные играли в городском парке. Чудесное было время…
Подготовила Ирина БУДЬКО


