Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Можно ли, дочитав до 17 страницы понять, хорошая книга или плохая? Беседа с профессиональным читателем из Вилейки

В условиях ограничения реальных социальных контактов, естественно, увеличиваются виртуальные. Мы ходим в музеи, смотрим спектакли, учимся и тренируемся онлайн и даже традиционный поздравительный бокал на день рождения поднимаем перед камерой, по ту сторону которой наши родные и друзья.

Предполагается, что мы в это время стали больше читать. Так ли это, проверить сложно. Во всяком случае, списками обязательной к прочтению литературы во времена социального дистанцирования и самоизоляции медиа снабжают нас постоянно. Надо сказать, что перечни составляются весьма интересные: и новинки, и бессмертная классика, обретающая новое прочтение в наших реалиях. Увлекает! Проверено.

Так развлекать или заставлять думать должна литература? Можно ли, дочитав до 17 страницы (надеюсь, вы помните, что библиотекари всегда ставят здесь свой штамп), понять, хорошая книга или плохая? О книгах, которые вдохновляют. И о том, на что может вдохновить книга, мы говорим с профессиональным читателем, кандидатом филологических наук, автором многих методических разработок для учителей русской литературы Сергеем Карпушиным.

– Некоторые книги достаточно просто «попробовать», другие хочется «проглотить» одним махом, а есть такие, которые приходится долго «разжевывать» и «переваривать». Это ещё в 16 веке Фрэнсис Бэкон подметил. Мой вопрос о том, можно ли понять за двадцать первых страниц, хороша или плоха книга? И второй вопрос в этой связи – он очень личный. Долгое время в своей жизни я испытывала «стыд и читательский позор», если не прочитывала книгу до конца. Это нормально, бросать книгу, не вчитавшись?

– Чувство стыда я считаю одним из важнейших в нравственной системе человека. Это внутренний стимул для саморазвития. При этом способность не тратить время на пустое и бесцельное времяпрепровождение – безусловное достоинство человека.

– Говорят, нужно читать не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Не сложно предположить, что Вы наверняка также полагаете, что литература – это работа для души, а никак не развлечение. Но какие аргументы Вы приведете на сей счет?

– В каждом виде художественного творчества (в музыке, живописи, кино и т.д.) есть разные уровни: дилетантский и профессиональный, подделки и собственно искусство. Только на втором уровне создаются подлинные произведения искусства, которые переживают десятилетия, века. Так вот, истинное искусство всегда обращено к душе человека. Мы испытываем удовольствие, наслаждение, слушая настоящую музыку, переживаем эмоциональное потрясение после просмотра фильма или прочтения книги. Только настоящее искусство может дать нам возможность пережить состояние духовного обновления, увидеть себя с лучшей стороны, помочь осознать собственные жизненные ошибки, вывести к правильному решению.

Основная функция искусства – душепорождающая. И работа души (если она есть у читателя, зрителя) бывает очень сложная, непростая. Опыт внутренней жизни героев автор представляет нам как сложный путь внутренней ломки, существенной корректировки персонажем его жизненных представлений. Признание нашей собственной неправоты – это нелёгкий шаг, даже если он делается не на публике, а в глубине души. Вот художественная литература позволяет нам проникнуть в те тайники души другого человека, которые в реальной жизни для нас просто закрыты. Во внутренних монологах оказываются ключи к истинным причинам поведения героя, его поступков по отношению к окружающим. Мы начинаем ПОНИМАТЬ причины поведения героя. При этом соотносим его суждения со своими жизненными принципами.

Это очень важный урок, который предлагает нам литература, – возможность ПОНЯТЬ мотивы поведения человека. Это не значит одобрить и принять его, а именно понять.

– Мне кажется, чаще всего мы, читатели, не понимаем, а одобряем или осуждаем героев книг…

– К сожалению, именно так. Я работал учителем литературы, много и сегодня общаюсь с учителями, анализирую школьные программы и вынужден с сожалением констатировать – мы учим детей осуждать или одобрять героев. Школьная система преподавания литературы ориентирована на это. При этом забывается один из важнейших догматов Библии: «Не судите!..» Только с возрастом к нам приходит понимание безусловности этой истины. Хотелось бы, чтобы встреча с ним состоялась ещё в школьные годы.

К сожалению, учебники по литературе не учат читать, а ориентируют на безусловное принятие мнений и оценок авторов учебника. А этого подростки никогда не примут. Задача наша (я имею в виду не только учителей, но и просто старшее поколение по отношению к школьникам) всё сделать так, чтобы чтение воспринималось как награда, как удовольствие встречи с умным собеседником, мудрым человеком.

– Сергей Владимирович, у Вас есть личный алгоритм понимания текста? Ясно, что понимание написанного зависит от интерпретатора, или читателя. Но я немного о другом, есть у Вас какие-то общие подходы, то, на что Вы обращаете внимание при чтении любого нового текста?

– «Хороша» или «плоха» одна и та же книга, разные люди ответят по-разному. Это зависит от круга интересов человека. Кому-то безумно нравятся мыльные оперы по телевизору, кому-то детективные сериалы и т.д. У большинства сценариев есть литературные первоисточники. Действительно, бывает достаточно пролистать книгу, познакомиться с некоторыми эпизодами, чтобы сформировать определенное впечатление. По-моему, умная книга отличается от пустой тем, что автор посредством героев и в своих лирических отступлениях, комментариях стремится увлечь читателя МЫСЛЬЮ. Те авторы, у кого нет мыслей, пытаются увлечь пустыми диалогами, как им кажется, правдоподобными историями или детективным сюжетом. И выбор книги поэтому определяется уровнем интеллектуальных и духовных потребностей читателя.

– Если Вас попросить назвать три книги, которые нужно обязательно прочитать, что назовёте? И почему это будет важно прочитать именно сегодня?

– Я думаю, начинать надо с классики. Точнее, возвращаться к ней. Исключительно важна роль родителей в приобщении детей к книге. С возрастом восприятие классики принципиально меняется. Это скажет каждый, кто вновь перечитает то, что, казалось, читал в школе. У каждого возраста свои интересы, увлечения. Но вот о любви, верности, порядочности, о подлости и жестокости интересно читать и женщинам, и мужчинам. Именно об этом «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Многим со школьной скамьи «Мертвые души» запомнились как одно из скучнейших произведений о каких-то там помещиках, о тупых крестьянах, не понимающих, где право, где лево. Нередко, правда, запоминается гоголевская классификация чиновников: толстые и тонкие. А вот на какие два разряда он делит женщин, жён чиновников? Редко кто вспомнит: женщины бывают просто прекрасные и прекрасные во всех отношениях.

По какому признаку они разделяются? Пусть это будет небольшим секретом: найдите ответ в тексте – не пожалеете. Но самое главное то, что «Мёртвые души» – это самая искренняя исповедь Гоголя. Он писал в форме совершенно уникальной детективной истории о подлеце, фактически писал о себе. А обращался он напрямую к нам, он прямо говорит в эпилоге о том, что в каждом из нас есть частичка Чичикова, Плюшкина, Собакевича и других героев. А его «Ревизор»? Это ведь воззвание к человеку о его каждодневной ответственности за то, что мы делаем. Ревизор, который всё знает, от которого ничего не скроешь – это должна быть наша совесть. Каждая фраза из пьесы – это просто потрясающее знание жизни и людей, наших современников.

Убеждён, что никого не оставят равнодушными «сказки для детей изрядного возраста» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Многие мои коллеги, когда начинается разговор об этих преисполненных юмора, иронии, сарказма сказках, делают для себя открытие и сожалеют о том, что до сих пор не перечитали их. Многие страницы «Истории одного города» просто опасно сегодня печатать без указания автора: могут счесть за злобную клевету на современную нашу действительность. И автор прекрасно знал то, о чём писал, сам будучи чиновником довольно высокого ранга.

Этот список можно продолжать бесконечно. А глубочайшие рассуждения о судьбе белорусского народа и его нравственного кодекса в произведениях Владимира Короткевича, Василя Быкова, Ивана Мележа. Мы из-за своей лени или бессознательно лишаем себя того удовольствия, духовного наслаждения, которое делает нас людьми.

Ко многим произведениям мы идём всю жизнь, обогащаясь собственными жизненными знаниями. Родители, которые заново откроют для себя классику, смогут и свое общение со своими детьми сделать намного интереснее.

Русская и белорусская классика дают возможность в любой ситуации, при любых обстоятельствах отдохнуть душой, встретиться с миром, где всегда утверждается торжество любви, верности, честности, мужества. Это так важно для всех нас, чтобы не очерствели наши души. В этом случае и наш вкус будет развиваться в верном направлении, выделять из современного ширпотреба те книги, которые достойны нашего внимания.

Ирина ТРУБАЧ/Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 147 queries