Вилейский краеведческий музей приглашает вилейчан посетить в выставочном зале имени Н.Ю. Силивановича временную экспозицию «Война 1812 года в работах В.В. Верещагина».
В завершающий день её работы, 27 декабря, состоится творческая встреча с коллекционером, краеведом, автором выставки – Владимиром Алексеевичем Лиходедовым.
На выставке из частной коллекции Владимира Лиходедова представлены 20 литографий, сделанных уже после смерти Верещагина в 1912 году в канун 100-летия Отечественной войны 1812 года.
Для лучшей наглядности на выставке также представлены миниатюры оловянных солдатиков из серии «Наполеоновские войны» из частной коллекции Олега Анатольевича Гордеева и экспонаты из фондов Вилейского краеведческого музея.
Верещагин Василий Васильевич – это знаменитый живописец-баталист, литератор, мемуарист.
Родился 14 октября 1842 года в городе Череповец Новгородской губернии. Учился в Александровском кадетском корпусе (1850-1853), Морском кадетском корпусе (1853-1860), Петербургской академии художеств (1860-1863) и в мастерской Ж.Л. Жерома в Париже (1864-1865). В поисках впечатлений и сюжетов для картин много путешествовал по России, странам Европы, Азии, Америки.
Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен — в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др. (замысел не осуществлен).
Верещагин также автор двух книг о войне 1812 года («1812 год» и каталог с пояснением к его картинам: «Наполеон I в России»), в которых высказал свой взгляд на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др.