Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Эссе об одной картине Эдуарда Матюшонка

Художественная реконструкция – это, безусловно, процесс, требующий основательной исторической подготовки, кропотливости и тщательного внимания к деталям. Но без доли вдохновения любая, даже самая точная реконструкция будет обычной констатацией фактов. В коллекции Эдуарда Владимировича есть целая серия художественных реконструкций, посвященных истории разных городов – Глубокого, Орши и, конечно, же, истории Вилейщины.
Однако среди них есть картина, видеть и знать которую без преувеличения должен каждый вилейчанин. Называется она «У Вілейку». Как и два других полотна («Гукі паланеза» и «Ідуць») – это художественные реконструкции, которые были выполнены с фотографий Берки Бермана в 20-30-х годах ХХ века.
Немного осталось свидетельств истории Вилейки первой половины ХХ века. Но благодаря фотографиям Берки Бермана, которого старший научный сотрудник нашего музея Ольга Колосова как-то в своей статье назвала «фотолетописцем Вилейщины», у нас есть возможность судить о том, какой была Вилейка почти столетие назад. Взгляните на картину «У Вілейку» и на мгновение вообразите…
Теплый погожий осенний день. Узкая улочка, вдоль которой тянется молодая аллея деревьев с золотистыми листьями. С ними играет осенний ветер и дневной свет. Мгновение… и она заполняется шумом базарного дня: кудахтанье курей, ржанье лошадей, скрип обозов, нагруженных мешками с зерном и прочими товарами. То и дело доносится гомон спорящих о цене покупателей и находчивых продавцов, которые не хотят уступать. А дальше – длинная вереница, очертания которой стираются вдали. И где-то совсем вдалеке сквозь дымку осеннего дня просвечиваются очертания Георгиевской площади и церкви. Вот о чем-то спорят две молодые женщины и мужчина, а пожилая женщина, прислонившись к забору, внимательно следит за их разговором. Они ничего не продают, не покупают, они пришли, чтобы встретиться и поговорить… Мимо ателье чинно проходят нарядные дамы в шляпах, которые надели, вероятно, специально, чтобы сделать фотографию на память у известного фотографа.
Но кто эти люди, что стоят в стороне и смотрят с картины прямо на зрителя? Не сразу, но все вскоре мы узнаем среди них знаменитых во всем мире художников: Никодима Силивановича, Владислава Стреминского и Льва Альперовича. Они смотрят на нас, зрителей, от которых их отделяет целое столетие. В противоположном углу картины мы видим: фотограф Берка Берман на минутку оторвался от своего важного дела и повернулся, словно для того, чтобы поприветствовать нас. Все эти художники, в разное время проживавшие на Вилейщине, впервые встретились на одной картине. А фотограф Берка Берман, который обычно делал снимки города со своего балкона, сегодня вышел на улицу. Фотограф, который всегда был за кадром, на картине Эдуарда Матюшонка оказался в самом центре…
Нет уже Георгиевской площади, давно не творят Никодим Силиванович и Берка Берман, ветви когда-то молодых деревьев превратились в могучие пышные кроны… Но есть память, которая живет на картине Эдуарда Матюшонка. На картине, которая и со временем не потеряет своей неповторимой ауры.
Катерина Сушко,
научный сотрудник Вилейского
краеведческого  музея

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 131 queries