Для чего человеку память? Является ли она чисто эмоциональным отражением в сознании событий глубокой давности? Или, возможно, несет в себе созидательные начала? Можно ли построить жизнь на песке забвения? На эти и другие непростые вопросы пытались ответить участники встречи в Вилейском Центре эстетического воспитания. Вместе с Вилейским государственным колледжем центр реализует культурно-просветительскую программу, в которой четко обозначена тема памяти. «Живи и помни» – так расставили организаторы акценты в сегодняшнем мероприятии.
Вся история страны состоит из судеб конкретных людей, – рассуждает директор центра Татьяна Захарич. – А, значит, ваших родных и близких. Изучая прошлое, мы обращаемся к своим семейным реликвиям, событиям, что живут в памяти наших родителей, произведениях литературы, искусства, музейных экспонатах… – Поскольку нынешнее мероприятие посвящено юбилейной годовщине Великой Победы, закономерен наш интерес к творчеству известного белорусского писателя Василя Быкова.
Он не был монументальным летописцем войны, ее больших и малых батальных сцен, стратегии и тактики боевых операций. Он в своих многочисленных произведениях изобразил человека, вынужденного, как ни парадоксально это звучит, жить на войне. О любви на войне, мгновенной и яркой, «Альпийская баллада» Василя Быкова. По мотивам повести в 1965 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Борисом Степановым была создана кинолента, фрагменты которой смогли посмотреть участники встречи. Нельзя сохранить равнодушие, наблюдая, как поглощает вечность одно из самых трепетных человеческих чувств, преданное войной… Организаторы мероприятия смогли раздобыть в архивах первую постановку одноактного балета «Альпийская баллада». Белорус Иван и итальянка Джулия предстали перед юными зрителями уже в совершенно неожиданном ракурсе. А гость встречи Борис Цитович, известный художник, автор музейного проекта истории Первой Мировой войны, рассказал о своем личном знакомстве с главными героями балетного спектакля – Виктором Саркисьяном и Ольгой Лаппо и о том, что балет восстанавливается и его можно будет вновь увидеть на сцене Государственного театра оперы и балета практически в первозданном виде.
– Нынешний век с его мнимым благополучием в некоторых случаях притупляет память, – считает Борис Цитович. – Мы сыты, одеты, имеем ряд иных материальных благ – и это располагает людей к забвению. – Человек уходит от прошлого, очевидно, потому, что так ему комфортнее: и «сердце молчит, и душа не тревожит». Только именно забытое прошлое располагает к рецидиву, – и об этом напоминает научный сотрудник Вилейского краеведческого музея, автор нескольких исторических монографий и книг о Первой Мировой войне Андрей Каркотко. Мир сегодня как никогда хрупок. И память – наилучшее средство от рецидива.
Встреча проходила в интерактивном режиме. В процессе ее участники смогли ознакомиться с развернутой в актовом зале центра выставкой работ известного белорусского художника Георгия Поплавского, созданных им по мотивам произведений Василя Быкова. Их внутреннюю суть, выраженную в черно-белых графических изображениях, постарался донести до участников встречи Борис Цитович, друг художника.
«Што такое Радзіма» – аккумулировала в себе, будто бы подведя итоги мероприятия, песня на стихи нашей землячки Марии Илькевич. Ее эмоционально исполнила под аккомпанемент гитары Татьяна Захарич.
Мария КУЗОВКИНА/Фото автора