Учащийся Вилейского государственного колледжа Дмитрий Винцевич стал одним из победителей
республиканского фестиваля художественного творчества учащейся и студенческой молодежи
«АРТ-вакацыі-2019». Дима победил в номинации «Автор-исполнитель прозаического произведения».
Фестиваль «Арт-вакацыі» за годы проведения стал масштабным и представительным форумом талантов, победить в котором почётно и престижно.
Молодой человек не раз декламировал произведения на разных сценических площадках Вилейки. Уверена, многие запомнили его творческую манеру чтения, а потому порадовались победе, отметив её заслуженность. Само по себе это событие значимо, но, пожалуй, важнее тот эффект, который художественное чтение произвело (и продолжает делать) в жизни молодого человека.
Обо всем этом мы и поговорили с Дмитрием Винцевичем и его наставником (и это не публицистическое преувеличение) – педагогом дополнительного образования колледжа Александром Высоцким, который и подготовил, а точнее, воспитал молодого декламатора.

– Дима, расскажите про Ваш путь на этом фестивале?
– Участвовал в своей номинации в зональном конкурсе в Молодечно. Занял третье место за чтение отрывка Александра Твардовского «Василий Теркин». Затем получил диплом первой степени в областном конкурсе в Слуцке со стихотворением Якуба Колоса «Помню, я жаніўся». И сделал вывод – зрители больше хотят слышать юмористические тексты, потому-то комики ныне процветают. Мне же сейчас, после трех лет обучения у Александра Высоцкого, стала интереснее и ближе поэзия, которую надо «проживать».
Тем не менее, на республиканском этапе я выступал с «Помню, я жаніўся» и завоевал благосклонность жюри – диплом первой степени в номинации «Автор-исполнитель». К тому же на итоговых мероприятиях фестиваля в Орше 24-25 мая я был ведущим гала-представления. И для меня это также хороший опыт.
– На сцене была импровизация?
– Что вы! Всё было исключительно по сценарию. Сценарий был выслан мне предварительно, я с ним детально познакомился. С Александром Витальевичем «прогнал» несколько раз. Правда, потом оказалось, что моя манера речи организаторов не устроила, хотя уверен: я правильно интонационно выделяю составные части текста и выбирают темп говорения. Но (улыбается) сделал, как просили.
– Александр Витальевич, у ваших воспитанников немало побед. Из недавнего: сын Владимир получил диплом первой степени в номинации «солист-вокалист академического направления» на «Арт-вакациях-2017». Дарья Русак была второй в своей номинации на региональном конкурсе «Адна зямля-2018». Мы писали про успешные выступления на Докшицком фестивале «Слияние двух рек» в прошлом году… Есть рецепт воспитания талантов?
– Просто я люблю своих воспитанников, это мои дети. Стараюсь стать им отцом, особенно тем, у которых отцов нет, а в колледже есть такие. Мой педагогический принцип – развивать личность, оттачивая талант. Красиво петь – это образ жизни и образ мышления. Конечно, у ребенка должен быть талант. Безусловно. Но ему (таланту) нужна огранка, то есть правильный образ мышления. Исполнителю просто необходимо быть разносторонней личностью: развивать ассоциативное мышление, много читать, анализировать, сопоставлять, иметь собственное мнение и уметь его выразить. Именно поэтому мы с ребятами на репетициях много разговариваем, обсуждаем, дискутируем. Дети знают: во время репетиции они могут даже серфить в социальных сетях, но… Они обязаны быть включенными в ситуацию и следить за происходящим потому, что в любой момент я могу спросить их мнение. Я всегда говорю: человек читающий – это «три в одном», а поющий – «пять в одном». Включается много систем слежения: вот «запустить» эти системы – моя задача. А говорим мы о разном: о Боге, космосе и происхождении воды на земле, об экологии, моде и так далее.
– Вы демократичный педагог?
– Нет. У меня как в восточных духовных практиках – полное повиновение учителю. Педагогу надо доверять. Я лучше знаю, что и как надо делать на сцене. Поэтому требую от своих воспитанников, чтобы выполняли мои условия. Профессия педагога – это сочетание кнута и пряника. И по –другому быть не может. Естественно, «кнут» – не физическое наказание, но принуждение, это точно. Творческий руководитель обязан направлять, даже если что-то кому-то не нравится. Не скрою, бывают серьезные разногласия с ребятами. Это как и в семье, но ведь родители не отказываются от детей из-за этого.
– Дима, тебе тот же вопрос: Александр Витальевич – строгий руководитель?
– Все, кто у него занимаются, с ним дружат. А ведь к друзьям мы прислушиваемся, правда?
– Дмитрий, занятия декламацией как-то повлияло на вашу жизнь? Может быть, поменяете род деятельности в будущем? К слову, какую профессию вы осваиваете в колледже?
– Моя будущая профессия – повар. Мне она даже нравится, но… Кулинария в современном мире – это про декоративность и изобразительность, а когда ты читаешь со сцены и видишь эмоции, которые вызывают произнесенные тобой слова, – это совершенно другое. Настоящее, важное. Конечно, мне бы хотелось, чтобы как-то мое любимое занятие (а мне художественное чтение, действительно, нравится) присутствовало в моей будущей жизни. Сейчас я выпускаюсь из колледжа и распределяюсь по полученной специальности, как дальше сложится – не загадываю. Однако уже сегодня говорю «спасибо», что эти три года занятий были в моей жизни. Определенно, я стал умнее, опытнее, а ведь знание – сила.
Ирина ТРУБАЧ/Фото Вероники ШАБЕЛЬНОЙ








