То, о чём долгими веками мечтали христиане, разделённые волей церковных иерархов в начале позапрошлого тысячелетия, наконец свершилось. Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск встретились на земле, далеко отстоящей от той, где тысячу лет назад произошли непримиримые распри между носителями различных церковных догматов некогда единой христианской веры. Неслучайно эта часть суши, кроме её географического названия, именуемая ещё и островом Свободы, была выбрана местом встречи двух церковных лидеров. Одинаково авторитетных в мире и уважаемых за свои благие деяния. Прежде всего,за утверждение принципов милосердия и жизнеутверждающей любви к ближнему, свойственных одной из самых гуманистических мировых религий. Эти принципы и стали основополагающими для поистине исторических переговоров на Кубе. Благодаря им, имя одного из многочисленных островов, затерянных в Карибском море, на долгие века сохранит мировая историческая память.
По итогам переговоров патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск подписали совместную декларацию, в которой откровенно скорбят об утрате единства церквей, ставшей следствием человеческой слабости и греховности.
Впервые в истории разделённого христианства эта скорбь, владевшая сердцами приверженцев веры, выставлена напоказ, в публичном документе, и тем самым официально признана, создавая основу для примирения и восстановления единства.
Творец – один. Планетарный масштаб его величия чувствуешь, посещая Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Выстроенный на месте погребения и распятия Иисуса Христа, он аккумулирует в себе высокую энергию духовного присутствия Всевышнего. Ту, что сплачивает людей даже помимо их воли, помимо меркантильных желаний и понятий, основанных на некогда приобретённых ориентирах. Над Камнем Помазания мне пришлось видеть склонившихся в поклоне женщин с обвитыми чадрой лицами. На разных языках звучали молитвы. И отзвуки чьих-то судеб рвались через свод во Вселенную, чтобы быть услышанными Небом во имя свершения человеческих надежд.
Вопреки легенде о Вавилонской башне, наречия многоликой толпы не разъединяли людей, а сплачивали, создавая ту особую ауру понимания, которая главенствует в природе во имя, или даже вопреки, воли человеческой. Прецедент единения, созданный Землёй обетованной, нашёл своё продолжение во время сей судьбоносной встречи. В принятой декларации оба иерарха отметили, что православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.
Конфликт в Украине – это выбор, сделанный людьми в порыве отречения от примиряющей руки Господа. Оценка ситуации обоими церковными лидерами однозначная: «Мы скорбим о противостоянии, унесшем множество жизней, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризисы. В декларации – призыв к церквям Украины воздерживаться от участия в противоборстве.
Когда мир содрогается от войн, причина в самом человечестве. В людях, изначально создающих непримиримый Майдан в собственных сердцах. Тот, кто однажды утолил голод сознания местью, будет стремиться насытиться вновь. У жажды крови, как и у спровоцированной однажды реакции деления атома, нет и не может быть конца, если, конечно, не заключить последнюю в ядерный реактор, который смог бы самостоятельно управлять этим процессом. Если процесс распространяющейся цепной ненависти выходит из-под контроля политиков, роль общественного усмирителя способен взять на себя институт церкви. История знает немало тому примеров. События в Украине и оценка их вышеназванной декларацией – один из них.
И потом ещё – реакции христианских иерархов на вызовы современного мира: терроризм, проблема беженцев, однополые браки, утрата семейных ценностей. Понимание достигнуто по большинству острых вопросов, что волнуют людей, одинаково озабоченных утратой вечных ценностей христианства.
– У католиков и православных в Беларуси всегда были добрые отношения, – высказал журналистам своё мнение Митрополит Минско-Могилёвский, архиепископ Тадеуш Кандрусевич. – Но они будут развиваться ещё более динамично после этой встречи. Я уверен в этом, потому что и католики и православные должны брать пример со своих понтификов.
…Когда в двух вилейских храмах, расположенных один от другого на расстоянии нескольких метров, заканчиваются богослужения, верующие христиане, встречаясь на площади, искренне приветствуют друг друга. А в крепких рукопожатиях этого приветственного ритуала тот принцип единства, который два тысячелетия назад заложил в сознание своих единомышленников Иисус Христос. Как Сын Человеческий,он тоже в него верил.
Мария КУЗОВКИНА
Публицистические заметки. «Не соперники, а братья»
Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов