Во вкусе хлеба человек с крестьянскими корнями изысков не ищет. Но нынешние условия рыночной конкуренции заставляют его производителей создавать этот так называемый изыск, выпуская новые виды хлебобулочной продукции, совершенствовать старые, применять разного рода добавки – одним словом угождать привередливому покупателю. Ведь целью бизнес-плана филиала «Вилейский хлебозавод» РУП «Борисовхлебпром» как раз и является «удовлетворение требований и ожиданий потребителей за счёт выпуска конкурентоспособной по качеству и цене продукции».
О том, что цель эта реальна, свидетельствуют результаты многочисленных конкурсов разного уровня, в которых с неизменным успехом участвует предприятие. Практически во всех заявленных номинациях – дипломы. А в прошлом году наши хлебопроизводители стали «золотыми медалистами», получив награду по итогам конкурса «Ласунак-2011». Потому предприятие имело достаточно прочную базу для защиты своего бизнес-проекта. Она основывалась не только на общественно признанных результатах его работы, но и предшествующих этой оценке эффективной производственно-хозяйственной деятельности: увеличении объёма продукции и объёмов продаж, выходе на новые рынки сбыта, росте прибыли, которая помогает иметь средства для развития.
Гурманы, знающие толк в кондитерских изделиях, наверно, по достоинству оценивают их постоянно обновляющийся ассортимент. А торты вилейского хлебозавода в холодильных прилавках магазинов впечатляют своим оригинальным дизайном, подтверждая известную мысль об одёжке,должной любому продукту создать презентабельный вид. Но форма, в которую облачены изделия, полностью соответствует их содержанию. В кондитерских изделиях используются как свежие, так и консервированные фрукты, а в заварном хлебе, ассортимент которого постоянно расширяется, присутствуют изюм, курага, чернослив, орехи… Да какой только рецепт не придумает профессиональный технолог, чтобы привлечь потребителя, потеснив конкурентов в виртуальной нише взыскательного и изменчивого рынка.
На потребительском рынке нет и не должно быть статичности, – считает директор предприятия Анатолий Сергей. Потому в ассортименте изделий хлебозавода – торты, пирожные, печенья с затейливыми романтическими названиями, свидетельствующими об изобретательности и фантазии их «авторов». И заботе не только об эстетических, но и биологических потребностях покупателя. Потому выпускаются изделия пониженной кислотности с использованием муки кукурузной обойной (багет «Особенный» и багет «Особенный новый»), булочная продукция к посту с заменой маргарина на масло растительное. Торт «На опушке» – в ассортименте детской продукции, а фирменный торт «Вильяна» пробовал на вкус, наверно, каждый вилейчанин, кто хотя бы раз в году накрывал праздничный стол.
Планируя своё развитие на текущий год, предприятие учитывало тенденции рынка, где популярны нетрадиционные новые сорта хлеба.
– Сегодня наше производство, – комментирует бизнес-план Анатолий Сергей, – целенаправленно работает над наращиванием выпуска продукции повышенной пищевой ценности. Большой популярностью пользуются кондитерские изделия с использованием сушеных фруктов и ягод.
– Но ведь рынок находится в постоянной динамике. А структура нашего потребления зависит не только от вкусов, но и от покупательской способности людей.
– Безусловно. Потому от производителя требуется определённая гибкость при планировании перспективы. За последние годы в стране произошло, например, изменение потребления хлеба. Уже на протяжении более пятнадцати лет наблюдается его спад. Сказывается сокращение численности населения, перераспределение потребительских предпочтений. Последний фактор сыграл свою роль в прошлом году, когда нас серьёзно зацепил финансово-экономический кризис. Потому, по моему мнению, основной критерий оценки удовлетворённости потребителя – это цена.
Доступность нашей продукции – основной фактор, который учитывался при составлении бизнес-прогноза. В нём запланировано снижение затрат на производство единицы продукции за счёт экономии топливно-энергетических ресурсов и переоснащения производства. Предполагается установка утилизатора тепла уходящих газов парового котла, устройство теплоизоляции здания кондитерского участка, снижение затрат по транспортным расходам.
– Постоянные потребители продукции хлебозавода – это, конечно же, жители Вилейского региона. А вообще, какой потенциал развития у нашего хлебного рынка, в том числе, и в дальнем зарубежье?
– Насчёт нашего региона Вы, конечно же, правы. Но продукция хлебозавода пользуется спросом также в Мяделе, Поставах, Пуховичах, Сморгони, Ошмянах. Реализуем её мы в Минске и Минском районе, несмотря на наличие конкурентов. С августа прошлого года началась постоянная поставка хлебобулочных и кондитерских изделий в Смоленскую область Российской Федерации. Мы видим возможность дальнейшего экспорта сюда сортов хлеба с длительными сроками реализации, в 100-процентной упаковке. И вообще стараемся участвовать в переговорах и встречах с иностранными бизнесменами, которые организуют Торгово-промышленная палата Республики Беларусь и её консульские учреждения в сопредельных государствах.
– А какой хлеб предпочитает сам директор? Ведь у него то уж огромные возможности для выбора…
– Особых предпочтений у меня нет, изощрённых вкусов – тоже. Родился я и рос в небольшой деревеньке Канатиха, это рядом с Ижей. Помню хлеб, который пекла мать. Его вкус и запах остались со мной на всю жизнь. Храню жестяные формочки для выпечки. Уже просто как реликвию и память.
Мария КУЗОВКИНА






