Об этом заявил Первый заместитель Министра экономики Андрей Картун в передаче «Экономическая среда» телеканала «Беларусь-1».
По словам Андрея Картуна, в текущих условиях Беларусь продолжает наращивать свое присутствие на рынках дружественных стран, выстраивая новые торгово-экономические связи.
На африканском континенте опорные точки определены – это Египет, Нигерия, Экваториальная Гвинея, ЮАР. Суммарная ёмкость импорта этих четырех стран оценивается более чем на 100 млрд долларов.
«Мы активно работаем с этими рынками. Для этого используем различные инструменты: дипломатические каналы, помощь в платежах и так далее. В рамках традиционных механизмов поддержки – это Указы № 534, 466 и 412, экспортеры могут получить доступное финансирование за счет более низких ставок по кредитам, компенсации части затрат на участие в выставках, сертификации продукции. Речь идет и о финансовых инструментах поддержки – это так называемое предэкспортное финансирование. Также активно развиваются и нефинансовые инструменты. Например, компенсационная торговля. Возможности подставить плечо предприятиям-экспортерам изыскивают и банки, в том числе используя такие схемы, как факторинг (поиск контрагентов, чтобы исключить риски неплатежей)», – рассказал Первый замглавы экономического ведомства.
В ходе обсуждения вопроса внедрения в промышленной отрасли комплексной системы государственного планирования, Андрей Картун напомнил, что ее элементы уже третий год применяются Правительством в рамках мобилизационного подхода и целевого планирования.
«Его суть заключается в том, что имеющиеся ресурсы (финансовые, трудовые), скажем, в промышленности нужно максимально задействовать, чтобы выйти на целевой уровень производства продукции – тракторов, комбайнов, грузовиков и так далее. Национальная система планирования и прогнозирования в целом перестраивается с учетом обновленного в прошлом году законодательства. Мы уже приступили к разработке долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития, заложив в них принцип каскадирования. Это означает, что в долгосрочной стратегии развития ставятся амбициозные цели, выполнение которых «разворачивается» в среднесрочных программах и годовых планах», – пояснил Первый замминистра экономики.
Отвечая на вопрос о секрете успеха в экспорте для отечественных предприятий, Андрей Картун призвал менеджмент трансформировать производственные стратегии в маркетингово-производственные.
«Главное, для любого бизнеса – это продажи. Поэтому необходимо формировать корпоративную культуру качества и более активно продвигать свой продукт. В Год качества эти задачи как никогда актуальны», – резюмировал Первый заместитель руководителя Министерства.