В светлый праздник Пасхи в вилейском храме святителя Тихона патриарха Всероссийского угощали ароматным чаем и вкусным 100-килограммовым пирогом. Эту традицию в храме берегут уже более тридцати лет. Как рассказал настоятель иерей Вячеслав Пешко, обычай берет своё начало с 1993 года.
– Началось всё с проникновенной песни про пасхальный пирог, которую написала незрячая певица Ольга Патрий. Её строки вдохновили на доброе дело – испечь большой пирог и угостить всех, кто пришёл разделить радость Светлого Христова Воскресения. В эту Пасху традиции исполнилось 33 года – число земной жизни Иисуса Христа. И каждый год на пироге отображается разный сюжет, – рассказал настоятель.
После торжественного молебна вокруг храма был совершен крестный ход с особым символом единения и радости: огромным пасхальным пирогом. Несли его шесть человек. На изготовление пирога ушло 30 кг муки, 200 яиц, 10 литров молока, 8 кг сливочного масла, 7 кг маргарина, 7 банок сгущенного молока, 15 кг сахара и другие продукты. Но самые главные «ингредиенты» – доброта, любовь и искренняя вера. Приготовление пирога прихожанами началось с пятницы, завершилось в воскресенье.
В храме есть еще одна традиция: на Пасху все желающие – от мала до велика – могут позвонить в колокола под руководством главного звонаря Геннадия Нестеровича. «В храме 20 лет не было «голоса церкви». Колокола появились лишь в 2017 году. С тех пор на Пасху округа наполняется радостным пасхальным звоном», – поделился Вячеслав Пешко.
Интересно, что вместе с духовными и праздничными традициями в храме святителя Тихона передаётся и звонарное искусство. Уже более трех лет мастер колокольного звона Геннадий Нестерович обучает этому ремеслу свою дочь Оксану, которая в свое время играла на аккордеоне и бас-гитаре.
– Сначала мы с папой просматривали обучающие видео в интернете, разбирали технику звонарного дела, а потом он предложил попробовать изученное на практике. Если честно, волновалась, очень переживала и сомневалась, что получится. Ведь здесь нужен опыт. А когда попросили у отца Вячеслава благословения, он поддержал нас. В итоге всё получилось, – рассказала Оксана Евгеньевна. – В колокольной мелодии есть начало, основной перезвон и завершение. И главное здесь держать ритм, чтобы получилось цельное звучание.
На вопрос, не устают ли руки во время исполнения звонарных мелодий, Оксана с улыбкой ответила: «Когда звонишь, забываешь обо всём. Стараешься, чтобы каждый колокол звучал красиво».
Так в стенах храма рождаются не только традиции, но и воспитывается новое поколение звонарей, продолжающих дело с любовью и благоговением.
Елена ТИМОФЕЕНКО/Фото автора