– Вот здесь я с ними всегда беседую, – отец Симеон Матюх, настоятель Свято-Мариинской церкви, благочинный вилейских приходов, – жестом приглашает меня присесть на диванчик, еле поместившийся между дверьми и оконным проёмом. Кроме этой крохотной комнатушки, иного места для таких вот личных встреч с прихожанами просто не имеется. Под «ними» святой отец разумеет молодые пары, готовящиеся к вступлению в семейный союз. То, о чём может сказать брачующимся священнослужитель, почерпнуто не только из духовных первоисточников, но и продиктовано всем его жизненным опытом, в том числе – и семейным. Их союзу с матушкой Марией уже пятьдесят лет, а самому отцу Симеону в этом месяце исполняется восемьдесят.
– Иногда беседуешь и делаешь вывод, что у молодой женщины всё неопределённо. Вроде – «люблю», вроде – нравится. Да и замуж выйти надо, чтобы в девках не остаться. Прошло пару лет – разведи, батюшка… А ведь часто в разрыве отношений виновата сама женщина, которая испокон веков считается хранительницей семейного очага. В священном писании как сказано? Совершившему первородный грех Адаму Господь предрекает: Ты в поте лица будешь добывать хлеб свой. Вот мужчина и создаёт материальную основу семьи. А женщине Господь что сказал? В муках детей рожать будешь…
– Очевидно, имеется в виду не просто лишь физиологический акт. Родить – значит, воспитывать, нести ответственность…
– Да, мать – это очень высокое слово. А жена – обязывающее. Утверждая в семье равноправие, чуть ли не нагнетая его, женщина иногда не понимает, что прав у неё и так больше. Не надо их декларировать. Муж с работы пришёл – не обращай внимания, куда он ботинки свои поставил. Ты лучше в глаза ему посмотри. Накорми вкусно. Успокой, если того чем-то начальник расстроил. Сделай так, чтобы он тянулся к тебе. Семейный климат – он, как правило, создаётся хозяйкой дома.
– А насчёт взаимоотношений с родителями мужа, жены вы наставляете молодых?
– А то как же. Спрашиваю, как ты мать своего мужа называть будешь? Марья Петровна, – говорит. Да как же так? Она тебе такого красавца вырастила… Вы же с супругом не только две плоти в единую соединяете. Вы сочетаетесь духовно. Так какая ж она тебе Марья Петровна, коль мужу твоему родная мать?..
– Вам не кажется, Отец Симеон, что молодые очень часто переводят стрелки своего семейного сотрудничества в материальную плоскость?
– И от того тоже разлад между ними выходит. Ищут радость не в любви, а в благополучии. Соблазны мирские… Зависть к тому, кто на «Мерседесе» ездит. А и невдомёк, может, там ещё больше скорби. А у вас и без этого – духовная радость. Смирись с тем, чего ты своим разумом достичь можешь. Ведь равенства в достатке нет и не может быть. Так уж мир устроен.
– Но ведь именно общество навязывает человеку поведенческие установки. Каким барьером можно защитить себя от массированной пропаганды насилия, жестокости, разнузданности нравов? Иногда это всё преподносится как норма жизни…
– Когда-то существовала цензура. И на каждой вышедшей в свет книге стояла печать цензора. Избавились мы от неё. Теперь – свобода мнений. Боялись Бога. Боялись тронуть чужое, веруя, что коль хозяин не уследит, то Всевышний всё видит. Очевидно, надо вернуть в семью эту установку страха перед грехом. Вот сколько уже говорим, что в школы надо вернуть Закон Божий. Принята на государственном уровне программа сотрудничества с православной церковью. А воз и ныне там. Нас, священнослужителей, приглашают как на пожар, уже по свершившемуся факту, когда, например, суицид случился. А ведь иногда упущена возможность его упредить. Горько осознавать, что уже поздно. Не молодёжь у нас плохая. Ей не хватает общения на духовном уровне. А барьер против безнравственности должна тоже строить семья. И здесь снова приоритет за женщиной. Если мать с ребёнком вместе наблюдают по телевизору обнажённую плотскую жизнь, что хорошего из этого выйдет? Если мама, которую изначально ребёнок воспринимает, как самую светлую и чистую, начинает пить, распутничает. И если оба вместе, и отец и мать, не жалеют своих родителей, они себе однозначно готовят такое же будущее, создавая ребёнку пример для подражания.
В связи с этим мне очень хочется вспомнить одну известную притчу. Мастерит отец корытце, такое, из каких домашних животных кормят. Рядом сынишка бегает. «Это что у тебя будет, папа?»— спрашивает. «Корытце для дедушки», – отвечает тот». «Папочка, когда вырасту, я тебе тоже смастерю корытце», – делает мгновенный вывод из полученного жизненного урока сын.
– Отец Симеон, позвольте от имени наших читателей и от себя лично поблагодарить Вас за эту своеобразную духовную проповедь в канун женского праздника. Пусть и дальше хранит Вас Господь в добром здравии. И да будут услышаны им Ваши молитвы.
Беседовала Мария КУЗОВКИНА


