Жильё и все правовые моменты, возникающие с его приобретением и эксплуатацией – важнейший вопрос жизнеобеспечения человека. Он всегда актуален, всегда на слуху и в том или ином ракурсе звучит во время нашего общения с читательской аудиторией газеты. Среди рассмотренных восьмой сессией Совета Республики законопроектов – Жилищный кодекс Республики Беларусь. Он одобрен верхней палатой Парламента. А наш разговор с сенатором Ириной ПАРАХНЕВИЧ, надеемся, прояснит некоторые аспекты жилищной проблемы, актуальной для всех и каждого.
– Итак, Ирина Михайловна, несколько слов о мотивации одобренного законопроекта…
– Представляя перед парламентариями Жилищный кодекс Республики Беларусь, министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Шорец отметил, что проект кодекса является социально значимым правовым актом и регулирует не только вопросы доступности жилья, но отвечает на вопросы, касающиеся содержания, эксплуатации жилых помещений, качественного оказания жилищно-коммунальных услуг, приватизации жилья.
Кроме того, у каждого гражданина, проживающего в квартире или жилом доме, имеются правовые обязанности, которые он должен выполнять, и все эти вопросы урегулированы проектом Жилищного кодекса.
Наряду с кодификацией действующих правовых норм, в проекте кодекса нашли отражение положения, по новому регулирующие жилищные отношения, в частности предусмотрено введение платы собственника или члена организации застройщика, арендатора жилого помещения, нанимателя – на текущий ремонт. Выделение в отдельный платеж на текущий ремонт обусловлено необходимостью улучшения содержания и эксплуатации жилищного фонда. Такой платеж будет вноситься не ежемесячно, а адресно, после выполнения ремонтных работ на данном доме.
– Норма, безусловно, необходимая. А предполагает ли Жилищный кодекс принятие мер к неплательщикам коммунальных услуг? Жильём человек пользуется, но, как говорится, на безвозмездной основе. Исключает ли кодекс альтернативный подход со стороны соответствующих служб к подобного рода нанимателям и собственникам?
– Предполагает. Хочу сообщить, что на улицу никто никого выселять не будет, но вместе с тем наниматели за неуплату жилищно-коммунальных услуг в течение шести месяцев могут быть выселены за пределы населенного пункта, в котором они проживают, а для собственников за подобное нарушение предусмотрено принудительное отчуждение с передачей ему в собственность другого помещения, меньшего по площади, в том числе за пределами населенного пункта. При этом к собственникам может быть применена процедура судебного отчуждения жилого помещения. Если в квартире живут несовершеннолетние дети, то выселение будет возможно только с разрешения органов опеки и попечительства.
Таким образом, принятие кодекса позволит решить вопросы своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и повысить ответственность граждан за их оплату.
– Некоторых наших читателей интересует механизм защиты прав собственников частного жилья. Какие его акценты усилены в проекте и за счёт каких мер?
– Кроме этого, по сравнению с действующим жилищным законодательством, усилен механизм защиты прав собственников частного жилья. Так, в проекте кодекса собственнику предоставляется право выселить без предоставления других жилых помещений бывших членов своей семьи, не имеющих доли в праве собственности на жилые помещения при:
обращении взысканий на жилое помещение, находящееся в ипотеке, и принятии решения судом о прекращении права собственности на него, предусмотрена возможность выселения собственника и проживающих с ним граждан из заложенного жилого помещения;
наличии в семье несовершеннолетних граждан, признанных находящимися в социально опасном положении, либо признанных нуждающимися в государственной защите, суд будет принимать решение с учётом мнения органов опеки и попечительства.
Кроме этого, в проекте ЖК определены порядок планирования, проведения капитального ремонта. Преобладающая доля частного жилого фонда предопределяет основу для развития такой организационной формы управления как совместное домовладение. Цель государства состоит в создании условий для собственников жилья, в повышении их роли и заинтересованности в управлении и содержании жилых домов. Начиная с 1990 года, когда был принят Закон о совместном домовладении, наработана определенная практика в формах и методах управления и содержания совместного домовладения.
Вместе с тем, самоуправление совместными домовладениями широкого распространения не получило, проявились его определенные недостатки. С учетом наработанной правоприменительной практики в проекте Кодекса учтены вопросы распоряжения общим имуществом в организациях застройщиках и товариществах собственниках.
В проекте отражены нормы жилищного законодательства с учетом специфики их применения в различных жилищных правоотношениях с участием: военнослужащих: граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Перечисленные правоотношения комплексно отражены в отдельных статьях, что упростит их правоприменение на практике.
– Актуален нынче вопрос учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. Систематизированы ли эти вопросы в новом Жилищном кодексе? Ведь не секрет, что и принимался проект в том числе и в целях систематизации различных законодательных актов в сфере жилищных правоотношений…
– Кроме этого, в проекте урегулирован вопрос учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, отражен порядок приватизации, нашли отражение вопросы сноса жилых помещений, закреплены права и обязанности граждан, отражены вопросы осуществления переустройства и перепланировки жилых помещений, урегулирован ряд других вопросов в области жилищных правоотношений. В течение шести месяцев будет проделана работа по приведению действующего законодательства в соответствии с Жилищным кодексом.
– Будем надеяться, Ирина Михайловна, что в целом любопытство читателей нашей газеты Вы удовлетворили…
– А тех, кого интересуют нюансы и частности, хочу отослать к Национальному правовому Интернет-порталу или сайту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, где размещён текст этого проекта.
Мария КУЗОВКИНА