Сын моей знакомой в этом году поступил в колледж. И учебное заведение выбрал сам, и профессию тоже – решил стать высокопрофессиональным рабочим. Как и полагается мужчине, собирался на учёбу без лишней суеты и переживаний. Зато переживала мамаша: как её сын адаптируется в новом коллективе? Будет ли ему там комфортно? Не станут ли парнишку обижать?
И нужна ли ему эта профессия? В общем, привычные материнские волнения. Они были, есть и будут, наверное, всегда. О том, как проходит адаптация парней и девушек в учебном заведении, мы побеседовали с психологом государственного профессионально-технического колледжа Аллой Запустас.
– Адаптационным периодом для обучающихся первого курса профессионально-технического учреждения образования принято считать первые два месяца обучения, – рассказала Алла Михайловна. – Это период формирования готовности к принятому самостоятельному и осознанному выбору своего профессионального пути с учетом своих личностных способностей и интересов с ориентацией на текущие и перспективные потребности общества, включающие ценностную, нравственную, эмоциональную, волевую и информационную составляющие. Период, который показывает в обучающемся личностную зрелость, самостоятельность выбора. Это и построение отношений взаимопонимания в новом обществе – группе, адаптация к новым условиям проживания, к педагогам – стилю их обучения и воспитания.
– Интересно знать, как ребята выбирают профессии?
– Как показывает ежегодное анкетирование обучающихся первого курса, профессию, в основном, они выбирают по совету друзей, настоянию и принуждению родителей, под влиянием средств массовой информации. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени и вместе с изменением общественного сознания. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего считаются «элитными» – юрист, экономист и другие – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, младший медицинский персонал, педагоги – успехом у современной молодежи не пользуются.
– Итак, человек пришёл учиться. И тут, наверное, очень многое зависит от наставников…
– Безусловно. Поэтому не вызывает сомнения то, что обучающиеся нуждаются в профессиональном мастерстве работников профессионально-технического образования, где главную роль играет личный пример педагогов, мастеров своего дела, проявляющих любовь к своей профессии, чтобы затраченные государством средства не были напрасны. Бывают случаи, когда обучающийся определяется в профессиональной области самостоятельно и преждевременно. Его выбор обусловлен ситуационными случайными факторами, например, кинофильмом или книгой, которые произвели сильное впечатление. Обучающийся ориентирован только на содержание деятельности без учета условий деятельности, этапов и трудностей в приобретении профессии и, как правило, не желает рассматривать варианты профессиональной самореализации. Рано определившихся в профессиональной среде подростков следует стимулировать к анализу условий деятельности выбранной профессии, своих интеллектуальных, физических и социальных возможностей ее приобретения. Это позволит избежать разочарований при невозможности реализовать себя раз и навсегда избранной профессии в начале жизненного пути первой профессии.
– Для учащихся и студентов, только-только оторвавшихся от дома, семьи, очень важно научиться жить в коллективе, не так ли?
– Достижение традиционных воспитательных целей, которые профессионально-техническое учреждение образования ставит перед собой испокон века – помочь подросткам узнать и воспитать самих себя, научиться уважать себя и других, не всегда удается достичь сразу. Постоянно идет процесс углубленного самоанализа, самооценка своих способностей и качеств, поиск ответа на самые сокровенные и сложные вопросы жизни. Еще все-таки не взрослые, но уже и не дети, они жадно стремятся осмыслить не только мир внешний, но, прежде всего, мир внутренний. Именно сейчас, как никогда раньше, а может, уже никогда потом, остро, ново и необычно начинает звучать для них магическое слово «самосовершенствование». И они охотно, хотя и не всегда умело, занимаются самосознанием и самовоспитанием. Мы-то знаем, что им нужна помощь педагогических работников: понимающих, надежных, которым хочется верить, которым они интересны как личности. Нужны и сверстники, эти своеобразные психологические зеркала – правильные и искажающие, чтобы, смотрясь в них, видеть себя.
Не случайно важнейшее место в самосовершенствовании занимает овладение навыками общения. Современная психология стремится сделать общение более гуманным, по-настоящему человечным. И не только призывами к альтруизму, но и методами практического тренинга, который широко применяется в системе профессионально-технического образования.
– Как Вы, Алла Михайловна, начинаете свою работу с новичками в колледже?
– При первом знакомстве с обучающимися первого курса изучаю характер каждого. В условиях профессионально-технического образования одним из направлений деятельности педагога-психолога рассматривается система организационных и коррекционных мероприятий с акцентом на этапе первичной адаптации (сентябрь-октябрь) как повышенной «зоне риска». Хочу обратить внимание на то, что психокоррекционная работа всегда проводится лишь после полной и подробной диагностики, на основании которой может разрабатываться для каждого конкретного случая стратегия индивидуальной работы. Это проводится для того, чтобы дифференцировать причины и симптоматику и не тратить силы и время на борьбу с последней.
– И какие мероприятия помогают подростку адаптироваться в новой среде?
– Это создание в общежитии обстановки, максимально напоминающей домашнюю; организация досуга, вечеров встреч; улучшение бытовых условий; максимальное задействование обучающихся в кружковой работе; предоставление возможностей для поддержания контакта с родными; максимальное создание условий для самореализации каждого индивида, для его личностного, духовного и физического развития, реализации интересов, склонностей.
Подытоживая сказанное о адаптации молодого человека в условиях профессионально-технического образования, констатирую, что она во многом определяется низким уровнем саморегуляции обучающихся, а также недостаточной сформированностью у них умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям. Умение приспосабливаться на этапе школьного образования целенаправленно почти не формируется. Более того, развитию данного вида умений не уделяется достаточно внимания и в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.
– Что ж, всё рассказанное Вами, Алла Михайловна, важно знать и родителям, и педагогам. Спасибо.
Подготовила Ирина БУДЬКО