Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Как много сделали школьники для леса?

Поговорим о лесах – национальном достоянии, гордости и украшении нашей страны. Все мы привыкли к тому, что и вблизи, и вдали перед взором то и дело встают зеленые массивы, которые верой и правдой служили нашим предкам, служат нам и являются бесценным достоянием для потомков…
Несколько по-иному, чем обычно, на роль леса в жизни общества заставил посмотреть разговор с бывшим директором Ободовской неполной средней школы Николаем ШАЛУХО. Его рассказ о работе школьного лесничества позволил посмотреть на воспитательную функцию леса – его участие в формировании подрастающего поколения.
– Движение школьных лесничеств в Советском Союзе возникло в 1964 году, – рассказал Николай Иосифович. – Юные друзья леса оказывали огромную помощь взрослым лесоводам, на их счету тысячи полезных дел. В Республике Беларусь возрождено данное движение и согласно постановлению Министерства лесного хозяйства от 16.02.2001 г. № 2.
Школьное лесничество – это коллектив учеников (в нашей школе – старшеклассников), увлечённых изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса и приобретением новых знаний о природе. Они принимали активное участие в сборе сосновых и еловых шишек, рябины, желудей, лекарственных растений, посадке леса (к слову сказать, средства, зарабатываемые в ходе данных акций, использовались в дальнейшем для поощрения ребят – экскурсионные поездки, подарки). В организации работы школьного лесничества активную помощь оказывал тогдашний главный лесничий вилейского лесхоза Клопов Василий Васильевич, по многим направлениям работы мы активно сотрудничали с лесничим ильянского лесничества Панфиль Ниной Степановной, помощником лесничего ильянского лесничества Ярошонком Григорием Семеновичем, мастером Шушкевичем Александром Петровичем, лесником ильянского лесничества Дуровичем Владимиром Юльяновичем и лесником старинковского лесничества Ануфриенком Николаем Васильевичем. Все они были часто посещали нашу школу.
– Думается, роль школьных лесничеств намного шире, чем, допустим, сбор шишек или рябины…
– Воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем, охрана лесов, выращивание посадочного материала, посадка леса – все эти задачи успешно решались нашим школьным лесничеством. Взять хотя бы посадку леса. Ребята с энтузиазмом брались за дело, они уже знали, что лес требует обновления, что растет он долго, и что вырастить хотя бы одно дерево должен каждый… Работа требовала подготовки и организации: саженцы поставлялись из лесопитомника в агр. Куренец, высаживались ровными рядами – «под шнур», ели-двухлетки, сосны-одногодки. В ильянском лесничестве была сушилка семян, что позволяло поставлять их даже на экспорт. Г. С. Ярошонок недавно в разговоре с ностальгией сказал: «По дороге в Вилейку смотрю на лес и вспоминаю, какими хрупкими и беззащитными были саженцы, которые мы сажали, а сейчас-бескрайнее зеленое море…».
– Ребята, наверное, заботились и о птицах?
– Да, зимой ученики активно подкармливали птиц – кормушки вывешивались и у школы, и рядом с домами, где жили школьники. Бережно собрав остатки хлеба и крошек после обеда или чаепития на большой перемене, мальчишки и девчонки заботливо относили их к кормушкам, наблюдали, как птицы себя ведут, радуются такой заботе. К весеннему возвращению птиц из теплых стран готовились по-особенному: еще зимой в школьной мастерской изготавливались скворечники, а затем они развешивались на деревьях у школы, у домов школьников, вдоль дороги. 1 апреля проводился День птиц, в ходе которого делались сообщения об отдельных видах пернатых, особенностях их поведения, готовился концерт художественной самодеятельности, а затем ребята организованно, под руководством учителей, шли развешивать скворечники.
– Действительно, работа проводилась большая. И вас отмечали?
– Работа школьного лесничества была организована хорошо,и это было замечено руководством. В 1983 году было решено ознакомить с работой школьного лесничества нашей школы руководителей районных и городских отделов народного образования области. В это время начальником школьного лесничества являлся девятиклассник Реентович Василий, его помощником – Малаш Татьяна. Важное мероприятие, ответственное… В таких случаях я мысленно ставил перед собой задачу: четко и добросовестно выполнить поручение и не подвести руководство районного образования, что называется, защитить «честь мундира»…Подготовку начали заблаговременно и серьезно: специальной формы у ребят не было, работы по сбору шишек, посадке леса проводились в обычной домашней рабочей одежде, а перед гостями хотелось выглядеть соответствующе. Выход был найден – фуражки и кители подарили лесничества (ильянское и старинковское, с которыми школьное лесничество тесно сотрудничало), сложнее было с формой для девочки – выручил бывший директор костеневичской школы Кохан Мечислав Федорович.
Вопрос организации встречи гостей, казалось бы, всего лишь организационный момент, но, на мой взгляд, весьма важный, мелочей в таких случаях не бывает. Нарядные, в форме, радостные ребята встречали гостей при входе в школу, проводили в кабинет биологии, где на столах размещались гербарии, на стенах – плакаты, в уголке за цветами – проигрыватель с пластинками… И вдруг все участники семинара застыли с удивлением и восхищением – класс наполнили переливы птичьего пения (конечно же, проигрыватель, но весьма уместно!). Деловую и торжественную атмосферу дополнило такое проявление нашего хозяйского гостеприимства, непосредственно связанное с деятельностью школьного лесничества: при выходе из школы ребята под руководством обаятельной и доброжелательной учительницы начальных классов (а ныне завуча Ильянской СШ) Ярошонок Валентины Артемовны предложили гостям собранную своими руками чернику в картонных стаканчиках и березовый сок. Встреча прошла организованно, четко, по-деловому, но в атмосфере доброжелательности и искреннего желания продемонстрировать все лучшее… В кулуарах приятно было услышать: вот вам и сельская неполная средняя школа!
– Слушаю Вас и удивляюсь: немало лет прошло, а так всё помните!
– В моем личном архиве хранится грамота, полученная за организацию работы школьного лесничества и высокий уровень проведения описанного методического семинара, датированная 29 августа 1983 года за подписью заведующего Минского облано Е. Г. Волнистого. Без ложной скромности скажу, что за совокупность успехов в работе школьного лесничества мне была представлена честь в составе немногочисленной делегации представителей районного образования стать участником Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Приятно было и на районных совещаниях директоров слышать похвалу в адрес работы школьного лесничества. По прошествии десятилетий хочу еще раз сказать, что все достижения – результат совместных усилий педагогического коллектива, школьников и работников лесничеств. И главный результат – не награды (хотя это важно и приятно!), главное – вчерашние участники школьного лесничества стали достойными людьми.
– Спасибо Вам, Николай Иосифович, и за ту огромную работу, которую проводили, и за то, что и теперь служите примером для педагогов. Вот и тому, о чем мы говорили, у Вас нужно учиться.
Беседовала Ирина БУДЬКО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 129 queries