Так говорил мой давний знакомый, умудренный руководящим и жизненным опытом человек. Свой колхоз он действительно обустроил таким образом, что все подъезды к нему ещё в далёкие 80-ые годы лоснились асфальтом. И хозяйство действительно не страдало от нехватки рабочих рук. Вот и Александр Сталыго, директор дорожно-строительного управления №13, – тоже о дорогах. Недавно 65 лет исполнилось, как организация занимается их строительством и капитальным ремонтом. И сегодня, в канун дня дорожника, Александр Анатольевич, вместе с нашим корреспондентом, рассуждает об актуальных проблемах, наработках и достижениях управления, которое он возглавил три месяца назад. Однако очень знакомых ему. Ведь труду в дорожной отрасли наш собеседник посвятил практически всю свою жизнь.
– А потому, несмотря на грядущую дату, может быть начнём с проблемы, которая в данный момент оказывает наибольшее влияние на развитие отрасли?
– Скажем так, негативное влияние. Пять лет назад принято правительственное решение о снятии доли налоговой нагрузки с субъектов хозяйствования. В результате был отменён дорожный сбор. Сломалась цельная система финансирования дорожной отрасли. Вся нагрузка легла на бюджет. А поскольку он социально ориентирован, дорожной службе достался остаточный принцип распределения бюджетных средств. Правда, в последнее время в, казалось бы, безнадёжной ситуации наметились положительные сдвиги. На проблемы дорожников обратила внимание государственная комиссия, которую возглавил глава администрации Президента Андрей Кобяков.
– В структуре районных дорожных организаций чем отличается ДСУ-13? Какие функции ему свойственны, какие задачи решает управление, сообразно своему статусу, определённому ещё 65 лет назад?
– Мы строим и реконструируем дороги. В отличие от своих коллег из ДРСУ-162 и ДЭУ-63. Они их обслуживают. Мы и образованы были через три года после войны. Для восстановления разрушенной дорожной сети. И все серьёзные дороги на Вилейщине за прошедшее с той поры время построены нами. Мы – чисто подрядная организация. Сегодня, например, имеем заказ на капремонт дороги Полоцк – Глубокое – граница Литовской Республики,общей стоимостью работ в 12 миллиардов рублей. Подобные объёмы – это занятость людей, их заработная плата, жизнь коллектива, которая приобретает значимый для него интерес.
– Какие общие тенденции развития дорожной сети, которые и ДСУ-13 предполагает реализовывать, Вы можете назвать?
– Я знаю главную. Её очертил Глава государства. Планируется соединить белорусскую столицу с областными центрами дорогами первой категории. Отработана трасса М-4 (Минск-Могилёв), теперь строится М-5 (Минск-Гомель). Планируем на ней поработать. Хотя эта дорога не в пределах нашей ежедневной досягаемости. Каждый хочет иметь объекты поближе к месту дислокации. Ожидаем, что программа начнёт разворачиваться в нашу сторону. Это Гродненское, Витебское направления.
– Какими основными моментами характеризуется нынешняя экономическая ситуация в управлении?
– Наблюдается существенный рост производительности труда. Выработка на одного работающего за 9 месяцев составила 220 миллионов рублей, рост по сравнению с прошлым годом – 124 процента. Происходит оптимизация численного и качественного состава коллектива. При всех финансовых сложностях пытаемся обновлять свой технический парк. Вот-вот должны приобрести современный асфальтоукладчик. Поскольку понятие современный ещё ни о чём не говорит, отмечу лишь один из его технических параметров. Он может работать с минимальной шириной захвата 0,75 и максимальной – 5 метров. Вот такой диапазон его возможностей. Потому он будет востребован и на точечных объектах в городских условиях, и на дорогах высших категорий.
– Зарекомендовать себя на этих дорогах, как успешных мастеров, владеющих современными методами дорожного строительства вам и хочется пожелать накануне профессионального праздника. Пусть проложенные вами трассы соединяют людей и возвращают их в родные места. Туда, где их помнят и ждут.
– Спасибо. Позвольте и мне поздравить весь свой коллектив с Днём дорожника. Пожелать всем здоровья, благополучия, радости от работы, которой мы посвящаем свои жизни.
Мария КУЗОВКИНА