Национальным собранием создана качественно новая система законодательства, прогрессивная по своей сути, отвечающая современным потребностям личности, общества и государства, способная обеспечить решение стоящих перед страной стратегических задач. За пятнадцать лет принято более 1600 законов, действует 26 кодексов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Парламентом Республики Беларусь четвёртого созыва за три года принято свыше 350 законов, в том числе 2 кодекса и 186 законов о ратификации международных договоров.
Подвести своеобразный итог 15-летней деятельности высшей палаты Национального собрания мы попросили члена Совета Республики Ирину Парахневич.
? Ирина Михайловна, говоря о новой системе законодательства, созданной Парламентом, какие стратегические, основополагающие законодательные акты Вы хотели бы назвать? Из тех, что сыграли важную роль в развитии конституционного строя, регламентировали работу высших государственных органов, создали правовые основы деятельности самого Парламента?
– Программным для страны явился Закон «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». Среди актов, регламентирующих деятельность высших государственных органов – Закон «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах”. А вот формирование правовых основ деятельности белорусского Парламента завершилось с принятием законов «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Беларусь».
? Наша страна – унитарное демократическое социальное правовое государство. Такой его статус утверждён Конституцией Республики Беларусь. Как последующая законодательная практика закрепляла эти главные принципы нашей государственности?
– Начнём с её демократических основ. Большое значение для их развития и становления гражданского общества имеют законы «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «О республиканских государственно-общественных объединениях», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Приняты законодательные акты, регламентирующие деятельность политических партий и общественных объединений. В целях систематизации избирательного права и приведения его в соответствие с современным уровнем развития общественно-политических институтов,парламентарии утвердили Избирательный кодекс Республики Беларусь.
? Директива №4 Президента Республики Беларусь ориентирована на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, её реализация дала новый толчок развитию предпринимательской инициативы. Какие законодательные акты, принятые Парламентом, способствовали созданию благоприятных условий для предприимчивых людей и их креативных идей?
– Национальным собранием приняты законы о хозяйственных обществах, противодействии монополистической деятельности и поддержке малого и среднего предпринимательства, созданы правовые предпосылки для оживления деловой активности, повышения роли этого сектора в структуре национальной экономики.
? Вначале мы говорили о том, что в Основном Законе Республики Беларусь заложена идея социального государства. Как воплощается она в законодательном измерении?
– Парламентарии концентрируют свои усилия на том, чтобы законы способствовали созданию условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина.
Особую роль в этом играет законодательство о труде и занятости населения, социальной защите и социальном страховании. Вопросы реализации конституционного права на труд урегулированы Трудовым кодексом, законами «О занятости населения Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции». Приняты меры по развитию системы социального партнерства, совершенствованию форм и методов взаимодействия профсоюзов с нанимателями и органами государственного управления.
Созданию надлежащих условий труда и обеспечению безопасности жизни и здоровья работников служит Закон «Об охране труда». Закон «О профессиональном пенсионном страховании» не только позволяет сформировать достаточно гибкую и рациональную систему профессионального пенсионного обеспечения, но и стимулирует работодателей постоянно работать над улучшением условий труда.
Среди важнейших вопросов законодательства – расширение пакета социальных гарантий, предоставляемых государством. В этой сфере эффективно действуют законы «О государственных минимальных социальных стандартах», «О социальном обслуживании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь».
? За прошедшие 15 лет, мы уже об этом говорили, наша законодательная система практически создали заново. Впервые в стране принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». В его контексте расскажите, пожалуйста, о правовом механизме государственной защиты семьи, прогрессивных законодательных новациях в регулировании брачно-семейных отношений…
– Всё, о чём Вы сказали, положено в основу Кодекса о браке и семье. Среди его новаций – положения об установлении материнства и о суррогатном материнстве.
Гарантии социальной защиты семьи и поддержки материнства получили закрепление в Законе «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
На особом контроле у парламентариев и такие важные вопросы, как борьба с социальным сиротством и формирование у граждан ответственного отношения к выполнению своих родительских обязанностей. На обеспечение всесторонней гарантированной защиты детства направлены Закон «О правах ребенка» в новой редакции и Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
?Если продолжить разговор о приоритетах государственной политики, наверно, можно сделать акцент на сохранении здоровья нации, культивировании здорового образа жизни, на что постоянно обращает внимание и Глава государства. Здоровые люди – это гарантия стабильности демографической ситуации, будущего страны. Мы многого достигли в развитии здравоохранения, благодаря, в том числе, и способствующей этому законодательной политике…
– Принятые в новых редакциях законы «О здравоохранении», «О безопасности генно-инженерной деятельности», «Об оказании психологической помощи» целый ряд других, создающих правовое после в отрасли, напрямую связанной с человеческим здоровьем и мироощущением. Особенно хочу отметить Закон «О трансплантации органов и тканей человека», положения которого регулируют вопросы международного сотрудничества и закрепляют безвозмездную основу отношений в этой сфере, обеспечивая действующую защиту прав и законных интересов доноров, реципиентов и медицинских работников.
? Правовое поле для правового поля. Давайте порассуждаем о законотворческой деятельности Парламента в этом контексте. Как государство создаёт для себя возможность поддерживать законность и правопорядок, какие законы регламентируют деятельность правоохранительных структур и системы, влияющей на предупреждение правонарушений и профилактику преступности?
– Необходимым условием устойчивого социально-экономического развития, проведения демократических преобразований и либерализации всех сторон жизни общества является, в этом Вы, безусловно, правы, способность государства обеспечивать законность и правопорядок. Этот принцип заложен в основу законодательства об органах внутренних дел, о прокуратуре, пенитенциарной системе. На это направлены также законы «Об оперативно-розыскной деятельности». «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии экстремизму», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», «О борьбе с коррупцией» и другие.
Свидетельством гуманности государства по отношению к некоторым категориям лиц, совершивших преступление, является амнистия, которая выступает в качестве инструмента публичной помощи осужденным, ставшим на путь исправления. За 15-летний период деятельности Парламентом принято восемь таких законов.
? Интеграция в мировое сообщество определяет сегодня внешнеполитические интересы страны. Как строит свою работу Парламент, чтобы обеспечить развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, защиту интересов страны и отдельных её граждан?
– Этому способствуют законы «О международных договорах Республики Беларусь», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
Парламентариями Национального собрания четвертого созыва внесен весомый вклад в формирование таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Ратифицировано 59 соглашений, в том числе Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. Белорусские парламентарии первыми ратифицировали пакет из 17 международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России.
Сегодня Республика Беларусь вступает в качественно новый этап своего развития. Избранная стратегия законодательной деятельности, приобретенный опыт позволяют Национальному собранию успешно решать все задачи по правовому обеспечению созидания сильной, процветающей Беларуси.
Интервью подготовила
Мария КУЗОВКИНА