Рассмотрение заявлений и жалоб граждан является одним из важных направлений деятельности суда и организуется в зависимости от того, подлежат ли эти заявления
и жалобы рассмотрению как обращения или в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством.
Статьей 40 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок рассмотрения непроцессуальных обращений граждан, является Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон), в соответствии с которым, в зависимости от излагаемых фактов, обращения подаются в виде заявлений, жалоб или предложений. Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме в ходе личного приема.
Письменные обращения должны содержать наименование и (или) адрес государственного органа либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания); изложение сути обращения; личную подпись гражданина (граждан). Электронные обращения должны также содержать адрес электронной почты заявителя. Письменные обращения, не соответствующие указанным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в течение 5 рабочих дней.
Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Необходимо отметить, что действие Закона не распространяется на обращения процессуального характера, которые подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок ведения административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Так, не подлежат рассмотрению в рамках Закона заявления о применении амнистии; о предоставлении свиданий; об отводах составу суда; о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам и др. Также не подлежат рассмотрению в рамках Закона, но могут быть изложены в апелляционной жалобе доводы о ненадлежащем извещении сторон о времени и месте судебного разбирательства, о несогласии с судебным постановлением, о допущенных процессуальных нарушениях, касающихся разрешения судом различного рода ходатайств и прочие.
Порядок обжалования судебных постановлений предусмотрен Главами 39, 42 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, Главами 32, 33 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Главой 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В свою очередь в рамках Закона рассматриваются жалобы на действия судей и иных работников суда, например, на несвоевременное изготовление и ознакомление с протоколом судебного заседания и материалами дела, на нарушение профессиональной этики, грубость и прочие.
Обращения, подлежащие разрешению в порядке, определяемом процессуальным законодательством, в соответствии со ст. 15 Закона подлежат оставлению без рассмотрения по существу. При этом заявителю разъясняется, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов, а в случае несогласия с судебными постановлениями – установленный процессуальным законом порядок их обжалования.
Обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере судебной деятельности, в том числе по вопросам организации работы районных (городских) судов, первоначально рассматриваются председателем соответствующих судов. Ответы на обращения, данные председателями районных (городских) судов, могут быть обжалованы председателю соответствующего областного (Минского городского) судов. В случае несогласия с ответами на обращения они могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь.
Еще одним из немаловажных направлений в работе с обращениями является личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц, который осуществляется председателем суда еженедельно. Председатель суда осуществляет личный прием по вопросам организации работы суда, по вопросам подачи жалоб на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, обжалования вступивших в законную силу постановлений иных органов по делам об административных правонарушениях.
Согласно Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29.06.2006 г. №139-З (в редакции 17.07.2018 г.) в компетенцию районных судов Республики Беларусь не входит вопрос разъяснения действующего законодательства.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республики Беларусь» оказание на профессиональной основе юридической помощи в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов является основной задачей адвокатуры. Юридическую помощь по правовым вопросам, в том числе юридическую консультацию, осуществляют адвокаты.
Хочу обратить внимание граждан на то, что необходимо разумно подходить к решению вопроса о составлении и подаче обращения. Данная статья направлена на то, чтобы граждане в случае необходимости смогли реализовать свое гарантированное Конституцией и регламентированное законодательством право на обращение.
Татьяна БОРИС, председатель суда Вилейского района